Документы

Модели наставничества

Наставничество в образовании является актуальной темой в реализации национального проекта «Образование» (включая федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» и др.).
Сейчас наставничество рассматривается как одно из ключевых направлений в управлении повышением качества образовательного процесса в организации.

Целью наставничества в МАОУДО ДЮЦ является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее – педагоги) в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
– улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МАОУДО ДЮЦ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МАОУДО ДЮЦ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.

Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии профессиональных и иных компетенций. В МАОУДО ДЮЦ Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте 10 лет и старше, изъявившие желание в назначении наставника;
– педагогические работники, имеющие педагогический стаж до 3 лет;
– педагогические работники, не имеющие педагогического образования;
– педагогические работники, не работавшие в системе дополнительного образования;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

В рамках реализации региональной инновационной площадки «Модели наставничества» была осуществлена следующая деятельность:
– проведен анализ опыта реализации наставнической деятельности в МАОУДО ДЮЦ;
– в соответствии с нормативно-правовыми документами разработана программа внедрения целевой модели наставничества МАОУДО ДЮЦ;
– разработана дорожная карта внедрения целевой модели наставничества МАОУДО ДЮЦ;
– разработан пакет нормативных документов, регламентирующих развитие системы наставничества в МАОУДО ДЮЦ: Положение о наставничестве, типовые программы по формам наставничества «Педагог – педагог», «Обучающийся – обучающийся» и др.;
– по форме наставничества «Педагог – педагог» в 2021-2022 учебном году работало 13 наставников из числа методистов и педагогов дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ и 15 наставляемых педагогов, не имеющих педагогического образования, имеющих педагогический стаж до 3 лет, не работавших в системе дополнительного образования. В 2022-2023 учебном году по данной форме наставничества работали 13 наставников и 17 наставляемых. В 2023-2024 учебном году по форме «Педагог – педагог» работают 9 наставников и 19 наставляемых.

– форма наставничества «Обучающийся – обучающийся» в 2023-2024 учебном году реализуется в следующих объединениях МАОУДО ДЮЦ: Образцовый коллектив хореографической студии «Золотица» (2 наставника и 9 наставляемых), хореографический коллектив «Каприс» (1 наставник и 5 наставляемых), Клуб интеллектуального творчества «Черный квадрат» (1 наставник и 4 наставляемых);
– в 2021 году проведен областной семинар «Модели наставничества в системе дополнительного образования», в рамках которого учреждения дополнительного образования представили опыт внедрения и развития системы наставничества. В семинаре приняли участие более шестидесяти педагогов из образовательных организаций Архангельской области из следующих муниципальных образований: Архангельска, Вельска, Котласа, Коряжмы, Новодвинска, Северодвинска, Мирного и районов – Плесецкого, Холмогорского, Мезенского, Ленского, Пинежского, Устьянского, Няндомского, Вельского, Котласского (всего 16 территорий);
– в 2023 году в рамках Всероссийского проекта «Взаимообучение городов» был организован вебинар «Многоуровневая практика наставничества в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска: технологии и формы»;
– в 2023 году издан электронный электронный информационно-методический сборник «Наставничество в образовательных организациях Архангельской области».

 

О закреплении наставников за молодыми педагогами на 2023-2024 учебный год

О назначении куратора внедрения целевой модели наставничества

Об утверждении дорожной карты

Приказ об утверждении Положения о наставничестве МАОУДО ДЮЦ

Распоряжение от 22.03.2022 №483 О внедрении целевой модели наставничества по форме педагог-педагог в Архангельской области

Письмо от 23.01.2020 № МР-42_02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций

Распоряжение от 25.12.2019 № Р-145 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества