Методическая разработка по теме: «Театральные игры как средство развития сценических навыков»

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, занимающихся с детьми (6-12 лет) театральным творчеством.

Приобщение к театральной культуре способствует гармоничному развитию детей, их природных способностей. Театрально-игровая деятельность развивает у них воображение, все виды памяти и виды детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театральное творчество включает обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, элементам сценического действия и актерского мастерства.

Сложность сценического действия в том, что оно является таким же логическим и целенаправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.

Театральные игры помогают детям развивать умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Благодаря специально подобранным упражнениям и играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением.

С участниками театрального коллектива можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: увидел-оценил-действую.

Сочетание разных игр и приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость, такие умения и навыки, как коллективность в выполнении заданий, управление своим вниманием (к предмету, партнёру), распределение внимания, развитие фантазии, различные возможности поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Театральные игры и упражнения.

«Ролевая гимнастика»

Цель: формировать умение детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Способствовать снятию напряжения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений:

1. Рассказать известное стихотворение шепотом, как   робот, как иностранец.

2. Походить как медведь, глубокий старик, лев, трусливый заяц.

3. Улыбнуться как кот на солнышке, само солнышко.

4. Посидеть как пчела на цветке, наездник на лошади.

5. Попрыгать как кузнечик, маленький зайчик, лягушка, кенгуру.

«Колдовство»

Цель: закреплять умение выражать эмоции.

Детям предлагается мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении:

«Начинаем мы играть, начинаем колдовать (движения руками, как будто колдуют).

На всех нас без сомненья, влияет настроение. (Хлопок руками)

Кто веселится, кто грустит, кто испугался, кто сердит».

«Попробуй, повтори» – участнику игры предлагают отыскать обронённый предмет (книгу, карандаш, мячик). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия.

«Тень» – один из участников идёт по комнате, делает различные движения. Например – ловит сачком бабочку. В это время другой участник – «тень» – следует за ним, повторяя все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.

«Зеркало» – ребята рассаживаются на стулья, один напротив другого. Первый выполняет разные движения (чистит зубы, умывается, причесывается…). Другой, являясь «отражением» первого, повторяет его движения. Если первый делает движения правой рукой, то второй движение повторяет левой рукой (как отражение в зеркале).

«Паутина» – дети садятся в большой круг. Первый берёт клубок в руку и кратко рассказывает о себе, зажимая крепко свободный конец нити, он кидает клубок ребёнку, сидящему напротив. Захочет ребёнок рассказать о себе – расскажет. Не захочет – просто возьмёт нить в руку, а клубок перекинет другому. Когда паутина будет готова, каждый должен возвратить клубок предыдущему, называя его имя. Так продолжается, пока клубок не вернётся к первому участнику, а паутина распустится.

«Вездеходы» – группа ходит по комнате в быстром темпе. Она должна сосредоточиться на голосе педагога и менять свои действия в зависимости от информации. Пристройка к новым обстоятельствам должна происходить быстро и в индивидуальном порядке без разговоров и обсуждений. Текст руководителя: «Идём через лес! Щебечут птицы, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. Выходим на поляну…»

«Междугородний телефон» – группа делится на две команды, встают напротив друг друга. Берут в руки телефонные трубки (беспредметно), и по хлопку руководителя начинают все одновременно разговаривать с партнёрами, стоящими напротив. Необходимо во всеобщем гвалте выделить речь своего партнёра, не отвлекаясь на разговоры других и о чём-то с ним договориться.

«Звучащий полукруг» – ребята садятся в полукруг, каждый ставит перед собой ещё один стул. Первый выстукивает ладонью ритмический пассаж. Остальные повторяют. Затем второй предлагает свой ритм и т.д.

«Кинолента видений» – все, сидящие в полукруге, мысленно «проходят» путь от своего дома до школы. Педагог может в любое время прервать внутреннее зрение участников игры вопросом: «Что встретилось в пути?» Главное – не пропустить ни одного звена в цепочке последовательности воспоминаний.

«Кинолента видений № 2» – педагог предлагает играющим закрыть глаза и представить в движении: полет в самолете, плывущими по реке.

«Куклы тряпичные» – игра на полное расслабление тела. Ребята – тряпичные куклы, повешенные на гвоздике в костюмерной театра кукол. Руководитель выбирает куклу к спектаклю, по пути он снимает их с гвоздика и сбрасывает на пол.

«Мы – команда!» – дети садятся в круг на полу и берутся за руки. Им нужно по хлопку руководителя одновременно встать, не опуская рук.

«Волшебная шляпа» – педагог приносит на занятие шляпу и просит ребят пофантазировать, как можно использовать эту шляпу, кроме как головной убор (возможно ваза для яблок, абажур, корзина для грибов..)

«Сегодня в порт корабль придёт» – дети сидят по кругу. Педагог произносит фразу: «Сегодня в порт корабль придёт, гружённый…» и называет дальше некоторые предметы. Ребята должны выполнить определённые действия, связанные для них с названными предметами. (Если говорится «гружённый веерами», все обмахиваются веером). Корабль может быть загружён: часами с кукушкой, мячиками и т.д.

«Жмурки с колокольчиком» – участники стоят в кругу, держась за руки. В центре один с завязанными глазами и один с колокольчиком в руке. Он время от времени позванивает им, а второй пытается поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку.

Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

— спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;

— в заключении отметить успехи детей.

Важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его).

Репетиционный процесс в ходе подготовки театрального выступления должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!) и методичность (но не скука!) занятий сделают все усилия плодотворными, а выступление творческим и успешным.

Использованные источники

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры. – М., Просвещение, 2004.

  2. Буренина А.И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. – М., Музыкальная палитра, 2002.

  3. Орлова Т.Г. Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений. – г. Байкальск, 2016.

  4. Инфоурок-ведущий образовательный портал // https://infourok.ru/teatralizovannie-igri-na-virazhenie-emociy-starshaya-gruppa-3187350.html

    Чередник Т.А., педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ