Пробуждение интереса обучающихся к растениям, занесённым в «Красную книгу Архангельской области», через аквагрим

В современном мире экологические проблемы являются всеобщими проблемами всего населения Земли. Известно, что утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому необходимо строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой — обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель занятия не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого нужно разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию экологического мышления и активности детей.
Существует множество форм и методов воспитания экологической культуры детей. Для организации интересной мыслительной деятельности детей помогают нетрадиционные занятия. Мы решили совместить рисование аквагрима и изучение растений, занесённых в Красную Книгу Архангельской области.
Разнообразные рисунки на теле – распространенное развлечение на детских праздниках. Аквагрим для детей стал популярным видом бодиарта, доступным даже для маленьких ребят.
В рамках Фестиваля семейного отдыха «Мама, папа, я – экологичная и дружная семья!», проходящего в Детско-юношеском центре, была организована экологическая площадка под названием «Грим растений, занесённых в Красную книгу Архангельской области». На площадке работал педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ, занимающийся гримом более 15 лет. Каждому желающему ребёнку педагог-мастер мог нарисовать на лице любое из предложенных растений. Для нанесения аквагрима детям на выбор было предложено пять растений из Красной книги Архангельской области: скерда золотистая, костенец зеленый, кубышка малая, горечавка весенняя и мятлик расставленный. Ребят очень заинтересовало данное, необычное направление в гриме. Наибольшей популярностью пользовались костенец зеленый и горечавка весенняя.
После окончания мероприятия очередь к столику с гримом долго ещё не могла закончиться. Применение нетрадиционной формы занятия способствовало повышению интереса детей экологией родного края. Для лучшего запоминания растений, занесённых в Красную книгу Архангельской области, каждому ребёнку выдавалась картинка с изображением и названием растения, которое у него нарисовано.

Сакова Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ