Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

М.Л. Маслобородова
Педагог дополнительного образования хореографического коллектива «Эдельвейс» МБОУДОД Детско-юношеский центр

Многие родители в настоящее время выбирают для своего ребенка занятия танцами в учреждениях дополнительного образования детей. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и музыкально-ритмических движений. На таких занятиях ребенок научится не только красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Танец – это творчество, это именно тот вид искусства, который поможет ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, с изучения простых движений. В дошкольном возрасте занятия по обучению детей танцевальным движениям зачастую больше похожи на игру, но в этой игре ребенок научается тем вещам, которые пригодятся ему в будущем.

Грамотно организованный процесс обучения детей  танцевальным движениям в условиях учреждения дополнительного образования играет большую роль в осуществлении всестороннего воспитания и развития ребенка. Таким образом, основная цель на занятиях танцем  в учреждениях дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств средствами музыки и ритмических движений.

Педагог дополнительного образования на танцевальных  занятиях   может ставить перед собой задачи развития у детей следующих показателей:

музыкальности, способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание;

музыкального слуха, чувства ритма;

музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;

музыкальной памяти;

умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства;

творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец, способностей фантазии и импровизации;

двигательных качеств и умений координировать движения;

гибкости, ловкости, точности и пластичности; выносливости, силы; формирование правильной осанки, красивой походки; умения ориентироваться в пространстве;

психических процессов, эмоциональной сферы, умения  выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Методы и приемы работы должны строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рекомендуется учитывать зону ближайшего развития ребенка, возможности ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игры, наиболее благоприятной для развития на данном возрастном этапе. Важно психологические и физические способности детей.

Работа по обучению детей танцевальным движениям в условиях учреждения дополнительного образования должна осуществляться с учетом принципов поэтапности, последовательности и систематичности. Кроме того, большое значение имеет взаимодействие учреждения с семьей, с родителями воспитанника.

При разработке программ дополнительного образования по обучению детей  необходимо помнить, что искусство танца предполагает синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.

Работа с детьми включает различные упражнения на развитие чувства ритма, координации; элементы партерной гимнастики; танцевальные этюды и композиции; азбуку классического, народного и бального танцев, знакомит детей с историей танца и его национальными особенностями. Мы  предлагаем строить обучение танцу начиная с 4-5 лет (подготовительный этап), планируя последовательную работу на каждый год. На подготовительном этапе, в среднем дошкольном возрасте, рекомендуется проводить занятия 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий должна быть обусловлена возрастными особенностями детей. Начальный уровень характеризуется предварительной подготовкой детей к будущей деятельности в танцевальном коллективе, помогает детям в период их активного роста окрепнуть, скорректировать осанку. Система упражнений начальной танцевальной и хореографической подготовки способствует развитию основных базовых двигательных умений и навыков. Учитывая отсутствие у основной массы детей ярко выраженных способностей и достаточного уровня физической подготовки, программа первого года обучения предусматривает большое количество упражнений, укрепляющих мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие. На первом году обучения желательно уделять внимание азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. В программу можно включать сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.

Мы считаем, что на занятиях целесообразно сочетание 3 компонентов: когнитивного (передача детям знаний), эмоционального (пробуждение соответствующих чувств) и практического (отработка умений и навыков в практической танцевальной деятельности).

Основной процесс обучения рекомендуется строить на игровом методе проведения занятий, так как он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Процесс обучения происходит очень динамично со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Мы подобрали ряд танцевальных игр и этюдов, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками: «Свой танец», «Танец пяти движений», «Веселая зарядка» и др. (Приложение ).

На занятиях  можно использовать и другие методические приемы, которые вызывают у детей желание творчества: введение игровых персонажей на занятия, импровизационный метод, метод показа, рассматривание картин, фотографий и видеозаписей, концентрический метод, музыкальное сопровождение как методический прием.

Следует отметить, что развитие творческих способностей детей на занятиях  может быть эффективным лишь на основе продуманного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.

Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный опыт работы, мы рекомендуем музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движений, надо руководствоваться тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. В репертуар можно включать музыку отечественных и зарубежных композиторов, произведения детских авторов и т.д., от простых к более сложным композициям.

Педагог дополнительного образования не должен забывать о развитии у детей творческих способностей, умений проявлять фантазию. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.  Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. При использовании на занятиях игр – импровизаций описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряется непохожесть, оригинальность, поиск, оригинальные и точные действия детей.

В качестве примера приведем игровую ситуацию-импровизацию «Подснежник». Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Педагог предлагает детям представить, что они находятся под землей, они -  корни подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу. Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон. В процессе импровизации используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у детей хорошо осуществляется с помощью игр-путешествий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

В процессе работы по развитию танцевальных движений важно тесное взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьей. Педагог постоянно должен поддерживать контакт с родителями, давать рекомендации, делиться успехами и трудностями. Родители сами изготавливают костюмы и реквизиты для выступлений, регулярно посещают открытые занятия и отчетные концерты.

Таким образом, при организации работы по развитию танцевальных движений дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования важно планирование и реализация последовательной, систематической работы; постепенное формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе комплекса различных методов и приемов; учет индивидуальных и возрастных возможностей детей и тесное сотрудничество со всей семьей.