Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Костина П.А.,
педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ

Интерес родителей к обучению детей английскому языку растет с каждым днем. Сегодня многие хотят, чтобы их дети знали английский язык буквально с пеленок. Да, раннее изучение иностранных языков крайне эффективно! Учеными разных стран мира доказано, что иностранные языки в раннем возрасте эффективно повышают уровень образованности, культуры ребенка, улучшают способности к изучению ребенком других сфер.

Однозначно ответа на вопрос, с какого возраста наиболее эффективно начинать изучение иностранных языков, пока нет среди специалистов. Единственное, в чем убеждены педагоги и психологи – это то, что ни в каком возрасте иностранный язык не может нанести вред. Сегодня наиболее благоприятным периодом для изучения иностранной речи считается возраст 5-9 лет. Именно в этом возрасте у детей наблюдается наиболее высокая чувствительность к языку в целом, активно работают механизмы импринтинга, т.е. подсознательного «впечатывания» информации. Ребенок не задумывается о правильном произношении и использовании речевых конструкций, он просто их копирует и запоминает. Именно поэтому важно, чтобы педагог в совершенстве владел языком, имел хорошее произношение, ведь ошибки в речи детей потом будет очень сложно исправить.

На успешность обучения в раннем возрасте влияют многие факторы. Прежде всего, это мотивация, т.е. желание самого ребенка заниматься. Важно, чтобы занятия нравились малышу, приносили удовольствие, только в этом случае можно говорить об их эффективности. Кроме того, частота и продолжительность занятий напрямую определяют их успешность. Наиболее оптимальными с дошкольниками считаются занятия 2-3 раза продолжительностью 20-40 мин, но в идеале языком нужно заниматься каждый день хотя бы по 15 мин. Перерыв в занятиях сводит практически к нулю все предыдущие успехи, дети быстро отвыкают от языковой среды (пусть и искусственной), поэтому обязательно следует посещать занятия регулярно.
Правильный выбор методики также влияет на эффективность обучения. С дошкольниками занятия должны проводиться в игровой форме, без обучения чтению и письму. Это значит, что все задания носят игровой характер, в течение занятия дети просто играют в разные игры с педагогом. При этом важно, что все эти игры тщательно продуманы, каждая игра направлена на развитие конкретного навыка или умения. В старшем дошкольном возрасте допускается знакомство с алфавитом с целью дальнейшего обучения чтению и письму.
Раннее изучение иностранного языка помогает ребенку гораздо увереннее чувствовать себя в школе, английский становится одним из любимых предметов. Но даже если ребенок не изучал язык до школы, это вовсе не значит, что он не сможет в дальнейшем овладеть одним или даже несколькими иностранным языками.
А что думает логопед?

В отличие от педагогов, призывающих к раннему изучению иностранного языка, логопеды рекомендуют крайне осторожно подходить к этому вопросу. Прежде всего, родителям стоит задуматься, для чего их ребенку иностранный язык. Ведь зачастую здесь имеют место родительские амбиции («Нашему Ване всего 5 лет, а он уже по-английски болтает!»), а не реальные потребности ребенка, его интересы и желания. Любые занятия должны приносить ребенку удовольствие и радость. Если его заставляют заниматься нелюбимым делом, то такие занятия принесут больше вреда, чем пользы.
Родителям необходимо четко знать, что представляют собой занятия и насколько высока компетенция педагога. В идеале, занятие с дошкольниками представляет собой скорее игру, чем классическое учебное занятие, в течение которой происходит постоянная смена деятельности, есть место и для двигательной активности. Педагог должен иметь чистое произношение и быть методически грамотным именно в области работы с дошкольниками.
Логопеды советуют родителям понаблюдать за произношением звуков родного языка у их ребенка. Обратите особое внимание: если у малыша есть логопедические проблемы, то раннее изучение иностранного языка может негативно сказаться на становлении системы родного языка. Это касается и заикания, которое повышает трудности в овладении иностранной речью, а значит, ребенок становится менее уверенным в себе, растет негативное отношение к занятиям. В то же время, активная работа артикуляционного аппарата во время занятий иностранным языком положительно влияет на звукопроизношение в целом. Кстати, не стоит думать, что неправильное произношение звука «р» в русском языке (типичное для 5летних детей) помешает ребенку, ведь английские звуки часто отличаются от русских.
Итак, можно без сомнений начинать занятия, если у ребенка чистое звукопроизношение родного языка, он свободно общается на родном языке, правильно строит предложения и может концентрировать внимание на 15–20 минут. Важно также, чтобы у малыша не было фонетико-фонематических проблем восприятия (т.е. он не путал на слух звуки) или нарушений речи. Если подобные сложности есть, ранние занятия иностранным языком могут спровоцировать в будущем дислексию (нарушение способности к чтению) и дисграфию (нарушение способности к письму). В этом случае необходима консультация логопеда и невролога.