Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Семишина Н.В.,
методист МБОУДОД ДЮЦ 

Особенностью дополнительного образования является предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом интересов каждого участника образовательного пространства. Изменение культурной среды, образовательной ситуации, наличие определенного социального заказа поставило перед педагогами дополнительного образования детей задачу создания качественного учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности

УМК выполняет 3 основные функции (в соответствии с функциями образования).
Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.
Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.
Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

Рекомендуемая структура УМК включает в себя 4 модуля (модуль – относительно самостоятельная часть какой-либо системы, выполняющая определенную функцию).
Структура УМК
1. Образовательная программа
2. Учебно-методический модуль (для педагога и учащихся)
3. Воспитательный модуль
4. Модуль результативности
Модуль «Образовательная программа».
Образовательная программа должна соответствовать Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания детей и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

  • Учебно-методический модуль для педагога и обучающихся включает в себя:
  • учебно-методические пособия;
  • средства обучения;
  • систему организации деятельности.

Воспитательный модуль включает:

  • материалы по организации воспитательных мероприятий;
  • информационные материалы о коллективе;
  • материалы по работе с родителями.

Модуль результативности
у педагога:

  • методики диагностики результативности (вводные, тематические, итоговые тесты, задания, материалы по проведению аттестации);
  • результаты тестирования;
  • анкеты для детей и родителей;
  • дипломы и грамоты;
  • программки выступлений и приглашения;
  • отзывы;
  • публикации.

у обучающегося:

  • портфолио;
  • дневник достижений;
  • дипломы и грамоты;
  • программки выступлений.

Алгоритм создания УМК
1. Разработка образовательной программы
2. Определение цели и задач разработки УМК
3. Подбор информационного и методического материала
4. Анализ информационного и методического материала
5. Отбор материала
6. Систематизация материала (в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий)
7. Создание тематических папок
8. Разработка недостающих видов тематической продукции
9. Систематизация учебно-методического комплекса
10. Внедрение учебно-методического комплекса в практику
11. Корректировка учебно-методического комплекса
12. Обобщение и создание авторских разработок

Важно, что именно в УМК каждый педагог-практик может задать стандарты содержания и качества образования воспитанников и технологию определения результатов образования. Таким образом, создание УМК педагогами дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества образования.