Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

В американскую культуру шестидесятых годов XX века неожиданно ворвалось самобытное молодежное течение с броским именем «Хип-хоп».

Такими же колоритными именами стали называть его отдельные направления. Выразительному ритмичному чтению песенных текстов присвоили имя RAP (сокращенно от: Ритмичная Африканская Поэзия). Головокружительные танцы с элементами акробатики нарекли Break dance. Dj-ing(ом) стали именовать молниеносную смену мелодий различных стилей. А выполнение с помощью аэрозольных красок яркие росписи стен стали называть Graffiti.

Актуальность занятий брейк-дансом определяется интересами подростков, той ролью, которую играет развитие физических и творческих способностей, социализация личности обучающихся. Интерес к брейкингу определяется также культурным уровнем, социальными ориентирами подростков. Поскольку на сегодняшний день не существует учебной программы по брейк-дансу, рекомендованной Министерством образования, авторы существующих программ по дополнительному образованию опираются на личный опыт, условия обучения, особенности обучаемых, технические возможности образовательного учреждения. Одна из особенностей брейк-данса – это комплекс сложной синтетической деятельности, которая оказывает влияние на развитие различных сторон ребёнка. Высочайшей выразительности танец достигает при музыкальном оформлении. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную культуру общения, воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, развивают координацию, слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, музыкальность и артистичность; побуждают к творчеству. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство ответственности, дружбы, товарищества. Являясь видом физической культуры, брейкинг несёт в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество, взаимопонимание и взаимодействие партнёров в танце). При этом важно, что данный танец понятен всем возрастным группам детей и молодёжи. Занятия брейкингом положительно влияют на детей потому, что он предполагает позитивную социализацию учащихся. Помимо этого, брейк-данс ориентирует обучающихся на здоровый образ жизни и позитивные ценности, чем еще раз подтверждает свою актуальность и необходимость в профилактике асоциальных явлений среди подростков.

В процессе обучения подростки знакомятся с правилами выполнения основных элементов верхнего, нижнего брейк-данса, учатся использовать их в танцевальных композициях, принимают участие в соревнованиях и фестивалях городского и областного уровня, знакомятся с представителями других школ брейк-данса г. Северодвинска, Архангельской области, а также России, с активным использованием ресурсов интернета.

В нашем объединении альтернативного танца «Arctic School» активно используется форма занятий в виде battle и jam. В первом случае группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Выявляется команда-победитель, а также лучшие танцоры во всех стилях. Jam – форма коллективного общения при помощи танца. Участники jam по очереди выходят в круг и показывают свое мастерство. Для организации battle и jam используется технология КТД (коллективная творческая деятельность). Команды, сформированные из наиболее подготовленных участников, участвуют в концертных программах на городских площадках и мероприятиях разного уровня. Обучающиеся осваивают основные приемы аутотренинга (психологический настрой на успех, концентрация внимания, душевных и физических сил). Большое внимание уделяется самостоятельной работе (самостоятельный подбор музыки, связок, элементов, сюжетной канвы музыкально-тематической композиции, работе с информационными источниками).

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия брейк-дансом положительно влияют на развитие ребенка: формируют эмоциональную культуру общения, воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, развивают координацию, слуховую, зрительную, мышечную память, музыкальность и артистичность.

Кузнецов Михаил Николаевич, педагог дополнительного образования МБОУДО ДЮЦ