Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

После проведения отборочных игр КВН среди школьников города, организаторы пришли к мнению, что юных КВНщиков нужно учить актерскому мастерству и сценической речи. Так как половина шуток, сказанных ими со сцены, до зрителя так и не дошла. Да и актёрские способности оставляют желать лучшего. А всё почему? Потому что ребята не владеют своим речевым аппаратом и очень зажаты на сцене. Для команд КВН, прошедших в финал, 11 января в концертном зале Детско-юношеского центра были организованны мастер-классы по сценической речи и актёрскому мастерству.

 

Ребят научили правильно разогревать свой речевой аппарат, находить логическое ударение в тексте, правильно пользоваться микрофонами. Сняли мышечное напряжение, и зажатость.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с тренингами, которые были проведены для ребят, и взять на вооружения наши упражнения.

Тренинг по сценической речи

1. Упражнения на постановку дыхания.

- С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.

- Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнений важно ощущать, как поднимается и опускается живот. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем на единицу (5, 6, 7...).

- Нужно вдохнуть и на одном дыхании, на «одном» выдохе произнести одну длинную фразу. Например:

На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя,

О любви не меня ли так мило молили

И в туманы лимана манили меня?

2. Упражнения на артикуляцию.

- Вначале работа над отдельными гласными: У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё.

- Затем работа над сочетанием звуков:

У – У – Ы – Ы;

У – У – И – И;

У – У – О – О;

У – У – А – А;

- Соединение согласных звуков к гласным: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ; РА, РО, РУ, РЭ РЫ, РИ; и т.д.

- Хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно медленно и тих, постепенно наращивая темп и силу звука. Примерные скороговорки:

Попытка не пытка.

Купи кипу пик.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Добыл бобов бобыль.

У быка бела губа, была тупа.

Обычий бычий, ум телячий.

Молодец, что огурец, огурец, что молодец.

Во мраке раки шумят в драке.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.

От топота копыт пыль по полю летит.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3. Упражнение на развитие умения направлять звук в сторону публики.

- Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; А-ЛЕ-НУШ-КА!!! Е-КА-ТЕ-РИ-НА!!! Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я!!!

4. Упражнение на логику речи.

Логическое ударение.

- Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого они произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы это делаем бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с текстом другого лица, бывает затруднительно определить слова, несущие в фразе основу. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа.

Логические и психологические паузы.

Имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.

Логические паузы – смысловые;

Психологические паузы – диктуемые чувством, это подтекст, красноречивое молчание.

Для отработки этого упражнения ребята работают над скороговорками.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. (По очереди выделяется логическое ударение).

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. И т.д.

- Таким образом, с помощью логического ударения не изменяется порядок слов, фразу можно произнести по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.

Психологическая пауза имеет право приостанавливать течение речи, на определенном слове. Она направлена к сверхзадаче по линии подтекста и сквозного действия и зависит от уровня творческого потенциала исполнителя, эмоционального содержания текста. Она может совпадать с логической паузой, а может быть просто молчанием.

Психологическая пауза важнейшее орудие общения. Без психологических пауз речь безжизненна. Пауза заменяет слова глазами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и другими средствами общения. Все они умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Бессловесный разговор может быть интереснее, содержательнее и убедительнее, чем словесный.

Два сильных козыря в словесном общении: интонация и пауза. С ними можно сделать очень много, не прибегая даже к слову, а ограничиваясь лишь звуками.

Секрет в том, что на слушателя действуют не только передаваемые мысли, представления, образы, связанные с произносимыми словами, но и звуковая окраска слов - интонация и красноречивое молчание, договаривающее недосказанное словами.

Интонация и пауза по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.

Тренинг по актёрскому мастерству

Ребята сидят в зрительном зале командами, в креслах.

1. Упражнение. «Управление мышцами».

- Сядьте. Проверьте свою норму напряжения – целесообразно ли напряжены мышцы, нет ли излишнего напряжения, готово ли тело к действию, не расслаблено ли оно чрезмерно. Теперь расслабляйтесь постепенно, от головы к ступням ног, пусть как бы плавной волной растекается мышечное освобождение. Освобождайтесь – еще и еще! Не падайте. Склонилась голова, повисли вдоль тела невесомые руки. Вытянулись ноги. Дыхание стало медленным, спокойным. Захотелось спать? Верное ощущение... На счет "три" нужно снова прийти к норме напряжения. Раз... два... три! Проверьте – норма ли это?

— На счет 10 надо перейти от нормы к полному расслаблению, затем на счет 3 к норме. Следите за плавностью перехода.

— На счет 5 перейти к расслаблению, на счет 2 – к норме.

2. Упражнение. «Концентрация. Обратный отсчет».

- Считаем все вместе вслух с одним темпом: 100, 99, 98, 97, 96, 95, 94, 93, 92, 91, 90, ... Продолжаем про себя, через определенное время по сигналу продолжаем считать вслух. (В идеале у всех должны быть одинаковые числа). Ребята должны стараться соблюдать заданный темп. Для концентрации можно закрыть глаза.

3. Упражнение. «Концентрация. Внутренние часы».

- Ведущий даёт задание ребятам, что после сигнала им нужно будет подняться со своих мест ровно через минуту. Делать это надо в полной тишине. У ведущего секундомер. Он отслеживает время, через которое встают ребята. Как показала практика, у большинства ребят внутренние часы отстают.

4. Упражнение. «Гладим животное».

- Все участники получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Предлагается «подержать в руках и передать другим членам команды» следующих животных:

· хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т. д.);

· кошку;

· змею (она опутывается вокруг вашей шеи);

· обезьянку;

· шипящего таракана.

5. Упражнение. «Групповая скульптура».

- Каждый из ребят одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. На сцену выходит первый из команды (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух ребят в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур, 3) всё должно происходить в полной тишине. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить». На сцене «ваяется» сразу несколько скульптурных композиций по количеству команд. После того как все скульптуры построены, ведущий спрашивает первого человека, который начал скульптуру, какой замысел был у него. Потом спрашивает последнего. Вполне возможно, что идеи у ребят были разные.

6. Упражнение. «Встреча».

- Ребята под энергичную музыку ходят по всей площади сцены, заполняя все ее уголки, стараются никого не задевать и ни на кого не смотреть. Как только музыка останавливается, задача каждого из ребят встретиться взглядом с человеком, который оказался у них на пути. Нужно замереть на несколько секунд, напрячь все мышцы. Вновь включается музыка и ребята продолжают ходить. Через 2-3 повтора добавляем в «стоп-кадр» эмоцию. Затем добавляем движение. Какую эмоцию ребята должны изобразить можно предложить им заранее, в тот момент, пока они ходят под музыку. Например, радость встречи, испуг, возмущение и т.д.

7. Упражнение. «Капля, речка, океан».

- Все участники распределяются по сцене. Ходят под энергичную музыку, не останавливаясь. Каждый человек — это капелька. Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все участники мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. При этом они не прекращают двигаться по площадке. Не давая всем опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". И вот уже тройки двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: "По четыре человека, по пять, по шесть". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все участники образуют большой хоровод.

8. Упражнение. «Вопрос – ответ».

- Все участники стоят в кругу. Ведущий держит в руках 6-10 различных предметов (можно больше, всё зависит от общего количества участников). Далее ведущий обращается к ребятам: «Всем знакомы эти предметы. Ручка, коробка спичек, ключи, монетка и т.п. Давайте представим, что мы впервые видим эти предметы. Но делать будем это по кругу особым способом. Я буду начинать, причем буду «знакомить» с моими предметами соседей справа и слева. Я начинаю с ключа. Передаю его соседу справа со словами: «Это ключ!» Он должен меня спросить: «Что?» Я повторяю: «Ключ». Мой партнер продолжает изображать удивление: «Что?». «Ключ!» - не сдаюсь я. Тогда мой партнер соглашается: «А, ключ». Он забирает себе ключ и передает его своему соседу, говоря точно тот же текст. И так, по кругу. Одновременно с этим, я передаю моему соседу слева другой предмет – монетку. Здесь разыгрывается тот же диалог». До этого момента упражнение выглядит очень простым. Проблемы возникают тогда, когда ведущий начинает вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то, включая в игру игроков из середины цепочки. Возникает ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно преодолеть все сложности участникам предстоит проявить максимальную собранность и научиться переключать внимание с одного предмета на другой».

9. Упражнение. «Обмен именами».

- Все участники находятся на сцене. У каждого человека есть имя. Задача ребят через рукопожатие поменяться именами. Участник должен запомнить то имя, которое у него появилось после рукопожатия и передать другому участнику своё имя. Упражнение заканчивается для игрока тогда, когда он получает назад свое имя. Сложность упражнения состоит в том, что «обмен именами» происходит очень быстро и участникам нужно быстро переключать своё внимание и память с одного имени на другое. Бывает так, что участник забывает, как его зовут в данный момент и он называет своему партнеру уже «отданное» имя. Таким образом одно имя может «размножится», а имя другого человека может потеряться.

10. Упражнение. «Импровизация».

– Ведущий готовит 20-30 слов существительных не связанных общей темой на отдельных бумажках. Сворачивает их в трубочку и кладёт в коробочку. Ведущий предлагает одному из ребят начать свой монолог с первого слова, которое он вытащит. Заранее можно задать участнику тему выступления. Затем, через некоторое время, он достаёт очередную бумажку. Участник читает слово про себя и вплетает его в канву своей речи. Участники могут сменять друг друга во время выступления, но тема монолога остаётся той же и слова не добавляются. Это упражнение учит моментальной концентрации, импровизации и быстрому переключению внимания.

Педагоги-организаторы МБОУДО ДЮЦ

Кузнецова Юлия Владимировна, Клевнова Анастасия Александровна