Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Н.Н. Лудинова
Педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ, заведующая отделом декоративно-прикладного творчества
(выступление на городском семинаре «Научно-методическая деятельность педагога-воспитателя», 14.12.2011, МБОУДОД ДЮЦ, г. Северодвинск)

Нормы действующего законодательства Российской Федерации по вопросам образования не предусматривают каких-либо ограничений по перечню дисциплин и курсов, по которым педагогические работники образовательных учреждений могут разрабатываться авторские программы.

Закон РФ «Об образовании» предписывает образовательным учреждениям разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов и дисциплин на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта (федерального, регионального компонента), что является обязательным для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.

Эта законодательная норма для дополнительного образования детей не применима, так как оно реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.

Проблема программного обеспечения - одна из самых сложных для учреждений дополнительного образования. С одной стороны, программа является нормативным учебным документом, направляющим деятельность руководителя и воспитанников, а также выступает как средство контроля над работой учреждения дополнительного образования детей.

С другой стороны, в современной системе дополнительного образования детей, как известно,  образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов.  (В данном случае понятие «авторские» используется в широком смысле слова – как продукт интеллектуальной деятельности конкретного человека (автора), без уточнения степени новизны, оригинальности данного произведения). Поэтому педагогам дополнительного образования так важно понимать необходимость и знать порядок проведения экспертизы авторской программы.

Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
•    преподавание нового учебного курса (предмета);
•    реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документаль¬ного доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.

В нашей области это областной экспертный совет АОИППК РО, основная задача которого организация и проведение экспертизы научно-методической (НМ) и учебно-методической (УМ) продукции: программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, дидактических пособий, электронных изданий и ресурсов и др.

Порядок работы областного экспертного совета (ОЭС)
1. Работа ОЭС осуществляется в форме заседаний, которые проводятся не реже 4 раз в год.
2. Экспертиза НМ и УМ продукции осуществляется на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения или руководителя управления образованием и заявки от автора материалов (в свободной форме).
3. Заявка, ходатайство, пакет материалов на экспертизу, принимаются и регистрируются ответственным секретарем совета, включаются в график деятельности ОЭС.
4. Председатель назначает экспертов (как правило, двух человек) по профилю заявленных на экспертизу материалов.
5. Экспертиза материалов является платной. Стоимость услуги утверждается ректором АО ИППК РО на основании представленной сметы.
6. Эксперты в срок не более 2-х месяцев после оплаты заявителем процедуры экспертизы готовят рецензии. В течение этого времени автор может быть приглашен на консультацию для внесения изменений в программу в соответствии с рекомендациями экспертов.
7. Рецензии служат основанием для принятия решений областным экспертным советом. На общем заседании ОЭС проводится обсуждение экспертного заключения. Принятие решения осуществляется открытым голосованием.
8. Участие автора материалов в заседании ОЭС не обязательно.
9. В течение 2-х недель после заседания ответственный секретарь готовит протокол заседания ОЭС, оформляет экспертные заключения, передает их автору.

Что необходимо, чтобы пройти экспертизу образовательной программы?

Первое обязательное условие – это соответствие программы Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы:
1.    титульный лист;
2.    пояснительная записка;
3.    учебно-тематический план;
4.    содержание изучаемого курса;
5.    методическое обеспечение программы;
6.    список литературы.

В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.

Конечно, авторская программа дополнительного образования детей – это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом-экспертом нового текста в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение образовательной программы учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста.

Если сразу предъявить в разделе "Пояснительная записка" свою весомую заявку на качество текста, а, следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.

Пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно-эстетической, туристско-краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а во-вторых, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Во-вторых, главным критерием оценки образовательной программы является позитивный результат реализации программы: все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные автором отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в его систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, при характеристике ожидаемых результатов, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
•    внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);
•    внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе). Внешнюю рецензию можно получить, предоставив свою образовательную программу в городской экспертный Совет при Управлении образования администрации Северодвинска (председатель Л.Д. Храпко).

При положительном решении областного экспертного совета программе присваивается гриф «Допущено областным экспертным советом» с целью использования ее в образовательных учреждениях Архангельской области. Гриф  действителен в течение 5 лет с момента принятия решения о его присвоении (подтверждении). В случае внесения изменений в текст издания в пределах срока действия грифа заявитель обязан информировать ОЭС о внесенных изменениях и по требованию экспертного совета представить издание на подтверждение соответствующего грифа.

В деятельности педагога дополнительного образования детей умение проектировать учебно-воспитательную работу приобретает особое значение, поскольку проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться, не имеют готового и однозначного решения, а сложившиеся формы работы и управления деятельностью не всегда оправдывают себя в современных сложных и нестандартных ситуациях. Заметно поднимается уровень требовательности к профессиональному мастерству и педагогическим знаниям педагогов, к программам, по которым они работают. Наличие у педагога НМ и УМ материалов, прошедших экспертизу вышестоящих органов управления образованием,  существенно повышают его профессиональный статус и увеличивают шансы успешного прохождения добровольной аттестации (на первую и высшую квалификационную категории).

Нормативные документы и источники
1.    Закон РФ «Об образовании», п. 1 ст. 7, п. 6 ст. 9, п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 32;
2.    Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752);
3.    Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4.  http://ippk.arkh-edu.ru/about/div_detail.php?ID=8014  (Положение об областном экспертном совете (распоряжение департамента  образования и науки  Архангельской области  от 20 декабря 2007 года №517-p);
5.    http://www.edu.severodvinsk.ru/doc/2007_2008/gek.htm (Письмо руководителям учреждений о проведении внешней экспертизы учебных программ);
6.    Журнал "Справочник заместителя директора школы", №11, 2008.

Учебно-методическая и научно-методическая продукция принимается на экспертизу:

•    Экспертный Совет Управления образования Администрации Северодвинска

 164507, г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 41а
 тел./факс 8 (8184) 6-15-11
 e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

•    Областной экспертный совет АО ИППК РО

 163061 г. Архангельск, пр. Ломоносова, 270, каб.42.
 Справки по телефону:  8 (8182) 24-20-96,
 е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 
Форму ходатайства и требования к материалам, предоставляемым на экспертизу в ОЭС, см. на сайте http://www.ippk.arkh-edu.ru

P.S: Педагогические работники могут, но не должны разрабатывать авторские программы. Ни в одном документе не сказано, что каждый педагог должен быть автором образовательной программы: можно работать по любой программе, концепция которой соответствует деятельности педагога.