Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

С.Н. Шмакова
педагог дополнительного образования  МБОУДОД ДЮЦ
Е.Л. Ярыгина
концертмейстер  МБОУДОД ДЮЦ

Предмет «Ритмика» является первым из цикла хореографических дисциплин, изучаемых в хореографической студии «Золотица». Программное содержание курса включает в себя работу по формированию и развитию музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения, развитие профессиональных физических данных (выворотность, шаг, гибкость, прыжок), развитие художественно-творческих способностей.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями, подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение.

Навыки выразительного движения направлены на формирование и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, выразительными, координированными, пластичными. В работе над навыками выразительного движения большое внимание уделяется взаимосвязи движения и музыки.

Особую роль в физическом развитии детей играют общеразвивающие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и коррекции тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно-двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения просты по структуре движений, воздействующих на всё тело или на отдельные его части.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, помогает развитию слухового и фонематического восприятия.

Серия упражнений со стихотворными строчками разучивается с музыкальным сопровождением. Музыкой задается темп, динамика, амплитуда и сила движений. Движения выполняются в соответствии с логическим акцентом в фразе. Педагогу необходимо уделять внимание соответствию выразительных пластических движений создаваемому образу.

При разучивании движений применяются два метода: целостный и расчленённый. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучиваются отдельно, без музыки, по элементно. Простые движения можно показывать «зеркально», а сложные  - стоя спиной к детям.

При одновременном выполнении комплексов педагогом и учащимися,  педагог не только, демонстрирует образец исполнения, показывает пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации движений. У всех детей разный темперамент, разная степень переключаемости, разный уровень памяти, поэтому показ педагога является в первую очередь подсказкой и залогом одновременного и синхронного исполнения движений, ребенок в этом случае концентрирует внимание не на запоминании композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве исполнения.

Во  всех предложенных в пособие заданиях указан терапевтический эффект, даны методические пояснения к их исполнению и предложено музыкальное сопровождение.

В занятия по предмету «Ритмика» на ряду с общеразвивающими упражнениями с речью и музыкой рекомендуется включать игры с текстом, в которых предложены двигательные задания.  В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.  Сюжет и действие игры обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. Рекомендуется проводить игры под музыку в исполнении концертмейстера. В данной ситуации музыка будет выполнять регулирующую функцию, определяя начало и конец движения. Концертмейстер при этом более выразительно должен выделять части произведений, делая между ними значительные паузы, подчеркивать акцентами сильные доли, помогая детям двигаться ритмичнее.

 

Упражнения с речью и музыкой.


Дождик

Певуче                                                                                Е. Ярыгина

1

Исходное положение: Дети стоят по кругу, лицом  в центр, ноги в I свободной позиции, руки опущены вниз.

Почему по всюду лужи?                      Поворот корпуса, одновременно руки разводятся в
                                                          стороны, плечи поднимаются вверх
                                                         (исполняется вправо-влево).
Мама зонтик свой берет.                     Поворот вокруг себя на высоких полупальцах,
                                                         левая рука на поясе, правая рука поднята вверх
                                                         (держим зонтик)
Почему же? Почему же?                      Повторить повороты корпуса.

Потому что …                                      Наклон вперед, исполняется жест «Тихо!»

Дождь идет!                                       Высокий прыжок вверх, после прыжка – ноги на
                                                          ширине плеч, руки подняты вверх.
                                           
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность туловища и укрепляет мышцы плечевого пояса, формирует правильную осанку, развивает координацию движений.
Примечание: После выполнения упражнения  «Дождик» рекомендуется исполнить упражнение на развитие музыкально – ритмических и двигательных навыков  - легкий бег на полупальцах, бег стремительного характера с отхлестом голени назад со сменой движения в соответствии со сменой частей музыки.

 

Две веселые лягушки

Живо                                                                                          Е. Ярыгина

2

Исходное положение: Стоя в I свободной позиции, руки, согнутые в локтях подняты вверх.

Две веселые лягушки                             Наклоны корпуса вправо – влево
Раскричались на опушке.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.                      Хлопки в ладоши (исполняются в ритме слов)
Будем прыгать до утра.                          4 высоких прыжка, ноги поджимаются в «лягушку»,
                                                              Руки поднимаются вверх.

Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в поясничном отделе позвоночника, развивает координацию движений, вырабатывает чувство ритма, тренирует навык прыжков.  
Примечание: Рекомендуется исполнить в сочетании с  упражнением «Цапля».

 

Цапля

Грациозно                                                                             Е. Ярыгина

3

Исходное положение: Стоя в VI позиции, руки опущены вниз.

Цапля ходит по воде                              Ходьба с высоким подниманием бедра, при этом
И мечтает о еде.                                     руки плавно поднимаются вверх и опускаются вниз.
 
Чтоб поймать еду в водице,                   Выполнить выпад в сторону на правую ногу, при
Надо цапле наклониться.                       этом корпус наклоняется вперед, руки поднимаются  
                                                             в стороны. Затем вернутся в исходное положение.  
                                                             (Выпад исполняется 4 раза поочередно вправо-влево)

Терапевтический эффект: Упражнение вырабатывает чувство равновесия, увеличивает подвижность в плечевых суставах, развивает координацию движений, формирует навык правильной осанки.
Примечание: Рекомендуется исполнить в сочетании с упражнением «Две веселые лягушки».  

 

Пять зеленых лягушат

Весело                                                                           Е. Ярыгина

5

Исходное положение:  Сидя на полу ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.

Пять зеленых лягушат                           Сидя в положении «лягушечка»,                                                                 
В воду плюхнуться спешат                    руки из положения согнутые в локтях, кисти   
Нынче страшная жара,                          собраны в кулаки вытягиваются верх, кисти при
Искупаться им пора!                              этом раскрываются

На вторую часть музыкального сопровождения опираясь руками на колени, пружинистыми движениями прижимать их как можно ниже к полу или исполнить наклон вперед, руки вытянуть перед собой.
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренном суставе, улучшает эластичность мышц бедра, развивает выворотность.

 

Часики

Грациозно                                                                             Е. Ярыгина

5

Исходное положение: Стоя ноги на ширине плеч, руки вытянуты и  опущены вниз.

Тик-так, тик-так                                       Исполнять пружинистые приседания,
Целый день вот так.                                 одновременно руки сгибаются в локтях –    
                                                               вытягиваются вверх – сгибаются в
                                                               локтях – опускаются вниз (комбинация движений
                                                               рук исполняется два раза)
На вторую часть музыкального сопровождения исполняются наклоны корпуса в сторону, руки при этом вытянуты во фронтальной плоскости.

Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность плечевых, локтевых ,  коленных суставах, в поясничном отделе позвоночника, развивает координацию движений, формирует правильную осанку.
Примечание: Обратить внимание на то, что наклоны выполняются строго во фронтальной плоскости, руки и кисти являются продолжением траектории движения тела.

 

Ванька-встанька

Весело                                                                     Е. Ярыгина

6

Исходное положение: Сидя на полу ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью, руками взяться за стопы.

Непослушный Ванька-встанька              Исполнять «качалочку» из стороны в сторону
Ты кружиться перестанька!
Раз опять не хочешь спать
Будешь кукол охранять.

На вторую часть музыкального сопровождения исполняется упражнение «волчок» - перекат в исходном положении вокруг своей оси.
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренном суставе, улучшает эластичность мышц бедра, формирует навык правильной осанки.
Примечание: Обратить внимание на то, что бы при выполнении упражнения «качалочка»  голову и спину необходимо держать ровно и в положении некоторого вытяжения; при выполнении упражнения «Волчек» мышцы спины должны быть расслаблены.

 

Велосипед

Умеренно                                                                               Е. Ярыгина

7

Исходное положение: Лежа на спине, руки вытянуты вдоль корпуса.

Везет меня велосипед                           Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде
В неведомые дали.
Есть у меня два колеса,
Звоночек и педали.

На вторую часть музыкального сопровождения по заданию   исполняется  упражнение «Мостик» из положения лежа на спине.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает мышцы брюшного пресса, гибкость коленных суставов,  подвижность позвоночника во всех отделах, силу рук и ног.

 

Мы трудились очень много

Певуче                                                                         Е. Ярыгина

8

Исходное положение: Стоя в VI позиции, руки опущены вниз.

Мы трудились очень много                   Руки поставить на пояс, выпрямиться, проверить   
                                                           осанку
Захотелось отдохнуть                          Поворот вокруг себя вправо на полупальцах

На веревочку мы сядем,                       Ноги, исполняя гармошку, расходятся в разные
                                                           стороны
Что бы ноги растянуть                          Сесть на «веревочку»

Терапевтический эффект: Упражнение развивает  выворотность и танцевальный шаг.

 

Матрешки

Весело                                                                               Е. Ярыгина

9

Исходное положение: Стоя в I свободной позиции, руки на поясе.

Хлопают в ладошки                                4 хлопка в ладоши перед собой
Дружные матрешки.

На ногах сапожки,                                  Поочередно вынести на пятку в сторону правую,     
                                                              левую ноги,  при этом руки разводятся в стороны,
                                                              затем ставятся на пояс, корпус наклоняется к ноге.

Топают матрешки.                                   Исполнить притопы в повороте вокруг себя вправо

Вправо, влево наклонились.                   Поочередные наклоны вправо – влево

Всем знакомым поклонились.                  Наклон корпуса вперед, при этом руки разводятся в
                                                              стороны, затем ставятся на пояс.

Девочки смешные,                                  2 раза исполняется «ковырялочка»
Матрешки расписные.

Терапевтический эффект: Упражнение развивает чувство ритма, координацию движений.

 

Музыкально-ритмические игры с текстом.


Зайцы и волк.
На полу мелом нарисованы круги – «домики». Дети – «зайцы» прыгают на двух ногах по залу. Педагог проговаривает слова в ритме музыкального сопровождения:
        Зайцы скачут: скок, скок, скок –
        На зеленый на лужок,
        Травку щиплют, кушают,
        Осторожно слушают: не идет ли волк?
Меняется музыкальное сопровождение. Педагог кричит: «Волк!» зайцы должны спрятаться в «домики».

Комары и лягушка.
На полу мелом нарисованы круги – «домики». Дети – «комары» летают по залу. Педагог проговаривает слова в ритме музыкального сопровождения:
        Сел комарик под кусточек
        На еловый на пенечек,
        Свесил ножки под листочек,
        Спрятался!
Меняется музыкальное сопровождение. «Комары» должны спрятаться в «домики».  А ребёнок – «лягушка» выскакивает из-за своей кочки и пытается поймать «комариков».

Тучи и солнышко.
Педагог выбирает ребенка – «солнышко». А все остальные  - «тучки».  Дети – «тучки» в рассыпную «летают» по залу во круг «солнышко» .
Педагог проговаривает слова:
        Тучи по небу ходили,
        Красно солнышко ловили.
Дети отвечают хором:
        А мы солнышко догоним
        А мы красное поймаем!
«Солнышко» говорит:
        А я тучек не боюсь!
        Я от серых увернусь!
После этих слов «солнышко» пытается «укатится за горизонт». «Тучки» должны поймать «солнышко» и не дать ему спрятаться.

Пустое место.
Дети сидят по-турецки, держась за плечи соседей. Ведущий ходит за спинами детей по кругу и говорит:
        Вокруг домика хожу
        И в окошечко гляжу.
        К одному я подойду
        И тихонько постучу:
        Тук-тук-тук…
Ребенок:
        Кто пришел?
Ведущий (называет имя ребенка):
        Ты сидишь ко мне спиной.
        Побежим-ка мы с тобой!
        Кто из нас молодой
        Прибежит домой?

Веселый мяч.
Дети сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком кончится стихотворение. Тот из детей выполняет какое-то задание.
        Ты катись, веселый шарик,
        Быстро-быстро по рукам.
        У кого веселый шарик,
        Тот исполнит песню (танец) нам.

Зайцы и огородник.
Дети – «зайцы» стоят по кругу. Ведущий ребенок – «огородник» - стоит в центре «заячьего» круга.
Огородник: Зайцы, вы куда пропали?
Зайцы: Мы в капустке отдыхали.
Огородник: А листочки не поели?
Зайцы: Только носиком задели?
Огородник: Вас бы надо наказать!
Зайцы: Так попробуй нас поймать!
После этих слов «огородник»  пытается поймать «зайцев».

Цапля и лягушки.
На «болоте» живет  «цапля». Дети – «лягушки», прыгая на корточках по болоту, говорят в ритме музыкального сопровождения:
        Мы веселые лягушки,
        Мы зеленые квакушки,
        Громко квакаем с утра:
        Ква-ква-ква, да ква-ква-ква!
Меняется музыкальное сопровождение. «Лягушки»  останавливаются, замирают и слушают слова «цапли». Которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги и говорит:
        По болоту я шагаю
        И лягушек я хватаю.
        Целиком я их глотаю
        Вот они лягушки.
        Зеленые квакушки.
        Берегитесь, я иду.
        Я вас всех переловлю!
После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих «лягушек».

С давних пор занятия ритмикой используют  как лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов. Ритмика – одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Активизируются память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы.

Содержание каждого учебно-тренировочного упражнения подчинены созданию образов того или иного персонажа.  С помощью пластических средств ребенок создает образ, координируя речь и элементы движений.

Двигательная деятельность при исполнении общеразвивающих упражнений с речью и музыкой, а так же  игры с текстом вызывают у детей положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Упражнения этой серии можно использовать  и на других занятиях в качестве физминуток. Такая словесно-ритмическая минутка является одной из форм активного отдыха. Кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Данное пособие может быть полезно  музыкальным руководителям в детских садах,  учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, педагогам  системы дополнительного образования и родителям.


Список используемой литературы:
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1994.
Буренина А.И. Ритмопластика. – СПб.,  1994.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1997.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь, 2002.
Овчинникова Т.С.  Музыка  для здоровья. Логоритмическая гимнастика. –  СПб.: Изд-во «Союз художников»,  2003.
Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М., 1994.