Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дедкова Л.Г.
педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ

Выставка – собрание каких-либо предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место, где они собираются.
С.И. Ожегов

Подготовка к выставке должна способствовать повышению художественного уровня самодеятельного изобразительного искусства, дальнейшему развитию массовости народного творчества, созданию студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расширению сети кружков, клубов любителей живописи и других художественных любительских объединений.
На выставке могут быть представлены произведения всех видов и жанров самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, выполненные в различной технике произведения, как отдельных авторов, так и коллективные работы, коллекции кружков, клубов, студий.
Выставка – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач.
Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.
Проведению художественных выставок предшествует большая организационная работа.

Этапы организации и проведения выставки.
1.Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.
2.Составление тематико-экспозиционного плана выставки.
3.Подбор и оформление экспонатов выставки.
4.Оформление выставки и сопутствующих материалов.
5.Открытие выставки.
6.Проведение выставки.
7.Закрытие выставки.
8.Последействие.

1-й этап
При выборе темы выставки необходимо учитывать:
- календарный  и учебный период;
- актуальные задачи детского объединения или образовательного учреждения в целом.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.
Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.
Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2-й этап
Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Тематико-экспозиционный план выставки должен определять ее:
— тему;
— время и место проведения;
— педагогические цели и задачи;
— тематику и последовательность расположения экспонатов;
— композиционно-оформительские задачи;
— участников.

3-й этап
Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:
— работы предоставляются воспитанниками детского объединения на период проведения выставки;
— систематически отбираются лучшие работы (формируется выставочный фонд детского объединения);
— работы коллективно выполняются специально для выставки.
К оформлению выставочных работ воспитанников детского объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь:
— законченный вид;
— необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.);
—  приложенную к ней этикетку со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4-й этап
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог (по возможности).
Возможные варианты расположения работ при построении выставочной экспозиции:
— последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а возможно, и педагога детского объединения;
— композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;
— работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;
— работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5-й этап
Открытие выставки — небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения — может включать следующие элементы:
— вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;
— презентацию содержания выставки;
— представление участников выставки;
— информирование по организационным вопросам (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.);
— экскурсию по выставке.

6-й этап
Провести выставку можно следующим образом:
— организовать на выставке дежурство учащихся детского объединения;
— провести для посетителей экскурсии по выставке;
— провести изучение мнений посетителей о выставке (в форме книги отзывов, вручения приза зрительских симпатий, голосования, заполнения опросника и др.).
Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.

7-й этап
Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, так как позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
Закрытие выставки может включать следующие элементы:
— вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;
— подведение итогов выставки (отмечаются лучшие работы, активные учащиеся, творческие находки детей);
— награждение участников выставки;
— заключительное слово педагога (в том числе о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения, учреждения и т.д.).

8-й этап
Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми. Он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.
На этом этапе работы важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка, участника выставки. Этому способствуют:
— проведение торжественного награждения детей грамотами и призами;
— издание приказа с объявлением благодарности учащимся от администрации за организацию и проведение выставки;
— организация экскурсии для участников выставки;— включение информации о выставке в летопись детского объединения.

1111