Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Кудрина Л.В.,
педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ 

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведения, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач:

  • обогащение внутреннего мира;
  • определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения) между сверстниками, родителями и детьми и т.д.)
  • коррекция психической и эмоционально-волевой сферы;
  • развитие речи и т.д.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии так же создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи и др.

Сказка, способствующая воспитанию нравственных и эстетических чувств:

  • взаимопомощи;
  • поддержки;
  • сопереживания;
  • сочувствия;
  • долга;
  • ответственности и др.

Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников.

Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

  1. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
  2. Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.
  3. Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

 

"Кузя"

Жил-был котик Кузя. Он был не такой, как все. У него не было передней лапки. Когда он был маленьким, то большая охотничья собака напала на него и покусала. С тех пор он жил один, потому что другие коты смеялись над ним и дразнили. А Кузе было очень обидно. Он ведь не был виноват, что так случилось. Жил он в подвале, возле теплой трубы.

Одна девочка Катя увидела несчастного котика и пожалела его. Она положила возле трубы старое одеяльце, чтобы котенок не мерз и мог на нем спать. Пришла Катя в детский сад и рассказала своим ребятам, что живет один котик-калека, не может быстро бегать, потому что у него нет одной лапки. Дети пожалели котика и решили носить ему еду в подвал.

Кузя очень обрадовался новым друзьям. Он стал очень хорошо кушать, и у него появилось много силы. Но мама Кати узнала, что дети ходят в подвал кормить грязного котенка и закрыла дверь в подвал на замок. А дочке объяснила: «Сами можете заболеть».

Кузя не понимал, почему больше к нему не ходят дети. Он сидел и горько плакал. Ему было голодно и грустно.

Однажды Кузя смог выбраться из подвала на улицу и встретил там кота Василия. Василий был домашним котом. Хозяйка его хорошо кормила, а он ей ловил мышей в кладовке. Вот он и посоветовал несчастному котику пойти к магазину. Туда много людей приходит за продуктами. Может, кто-нибудь и даст Кузе поесть. Магазин был далеко. Бедолага туда еле добрался, потому что быстро ходить не мог. Сел возле ступенек и стал жалобно смотреть на прохожих. Но люди торопились куда-то и не обращали на него внимания. А тут подбежали мальчишки. Они стали кидать в котенка снегом. Им было весело. Кузя, как мог, увертывался от ребят. Но дети так разыгрались и раскричались, что Кузя не знал, куда спрятаться. Он прижался к стенке и жалобно мяукал. Тут подъехала к магазину машина. Из нее вышла женщина с сыном. Она разогнала мальчиков, которые обижали кота, и взяла Кузю на руки. Он был весь мокрый от снега и жалобно мяукал. Мама и сын решили забрать его к себе. Они зашли в магазин, купили для него еды, а потом отвезли Кузю в ветлечебницу. Врач осмотрел больного и выписал лекарства. Котик так устал, что уснул в машине и спал долго. А когда проснулся, то не понимал, где находится.

У него была отдельная мягкая кроватка, сделанная из коробки. Возле кроватки стояли две мисочки: одна – с едой, а другая – с водичкой. Мальчик Максим подбежал к котику и стал его гладить. Потом взял на руки и отнес к маме. Мама налила Кузе в мисочку молока. А потом посадила его на подоконник. Кузя смотрел на улицу и с ужасом вспоминал, как ему плохо жилось в подвале. Хорошо, что есть добрые люди на свете!