Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Воробьева Л.А.,
концертмейстер МБУОДОД ДЮЦ

Искусство – одно из  величайших богатств, созданных человечеством. Музыка – один из самых удивительных видов искусства. Неисчерпаемы ее возможности в воздействии на внутренний мир человека.

«Она развивает личность ребенка, его эмоциональность, интеллект; зарождает и развивает эстетические чувства, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали» (Библиотека учителя музыки «Воспитание музыкой»). Музыка способствует развитию творческих способностей, фантазии, воображения, формирует не отдельные умения, знания, навыки, а универсально, целостно воздействует на личность. Путь такого развития – только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.

Детскому музыкальному воспитанию в России всегда уделялось большое внимание. А разработанная в начале 70-х годов Г.В.Струве новая форма детского музыкального воспитания и образования – хоровая студия, повлекла за собой разработку «новой методики преподавания, главная цель которой – создание музыкально- образовательного комплекса на основе взаимосвязи музыкальных предметов. В многогранной деятельности хоровых студий сочетаются исполнительская, пропагандистская, учебная и воспитательная работы. Но главным достоинством музыкально-хоровых студий стала возможность массового музыкального образования детей» (Струве Г.В.).

Музыкально-хоровая студия «Капель» представляет собой образовательный комплекс, в котором обучающиеся получают знания и навыки по следующим направлениям:
1.    Навык коллективного хорового музицирования, который формирует установку на осознанное участие в музыкально-исполнительской деятельности.
2.    Знания основ теории и истории музыки.
3.    Практический навык владения инструментом (фортепиано).

Комплекс взаимосвязанных предметов (хор, сольфеджио, фортепиано) решает следующие задачи:
1.    Образовательные (создает условия для получения дополнительного музыкального образования):
2.    Воспитательные (формирует у детей):
а) высокий эстетический вкус;
б) умение ценить и понимать музыку;
в) активный интерес к музыкально-художественному творчеству.

Данная форма работы не единственная в системе детского музыкального образования. Однако, при достаточно объёмном институте учреждений подобного профиля (музыкальные школы, музыкальные студии, кружки), работающих стабильно длительное время, мы имеем хорошую базу для получения профессионального образования – с одной стороны, и «полупустые концертные залы, невостребованных исполнителей классической музыки, засилие примитивной низкопробной культуры» (Игнатьев В.Г.) – с другой.

Просчеты существующей системы приобщения детей к музыкальному искусству очевидны. Для того, чтобы изменить эту картину, необходимо пересмотреть и переосмыслить цели детского музыкального образования.

Музыкальное образование, как и любое другое, включает в себя две взаимосвязанных составляющие – обучение музыке и воспитание музыкой, которые обеспечивают развитие ребенка как личности. Педагоги студии «Капель» считают, что приоритетным в этом процессе должно стать воспитание ребенка посредством музыки, а не обучение ей как ремеслу. К каким бы высоким результатам не привел процесс обучения, как бы ни значительны были профессиональные достижения   ребенка, задача музыкального образования в целом решена не будет, если процесс воспитания музыкой протекает пассивно.

«Развивая  свойства интеллекта (восприятие, память, внимание,  воображение, мышление) (Беспалько В. П.), совершенствуя практические навыки и умения (координацию, беглость, техничность), мы не можем гарантировать целенаправленное формирование таких личностных качеств как высокая нравственность, духовность, «способность преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам добра и красоты» (Перова Л.А.).

Разумеется, процесс воспитания музыкой будет осуществляться  через процесс обучения. И, разумеется, обучение музыке невозможно без освоения технических навыков. Но все они должны реализовываться через сферу художественно-образного восприятия. Эмоциональное, личностное ощущение ребенком изучаемого произведения должно стать приоритетным.

Целенаправленная учебно-практическая деятельность должна привести от разрозненных музыкально-художественных впечатлений, получения определенных специальных навыков и умений к целостному творческому восприятию и выражению.

Целью работы всего педагогического коллектива музыкально-хоровой студии «Капель» является создание условий для получения полноценного музыкального воспитания всех детей, независимо от уровня  их музыкальных способностей. Именно – не обучение музыке, а воспитание духовной высоконравственной личности музыкальными средствами.

IMG 2730