Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

05

Программа развития регионального ресурсного центра в сфере дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Северодвинск
на 2016-2019 годы

Распоряжение об утверждении перечня региональных ресурсных центров в сфере дополнительного образования детей в Архангельской области PDF 

Пояснительная записка

Создание ресурсного центра на базе учреждения дополнительного образования – одно из направлений для повышения качества подготовки педагогического состава, наиболее эффективного использования кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, модернизации дополнительного образования.

Ресурсный центр представляет собой целевую концентрацию ресурсов для последующего его использования путем сетевого взаимодействия с региональной сетью образовательных учреждений.

В представленной пояснительной записке приводится анализ ситуации, определяются основы и принципы предстоящих действий по основным направлениям адаптации и интеграции подростков в рамках деятельности МБОУДО ДЮЦ.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МБОУДО ДЮЦ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР – это современное многопрофильное учреждение дополнительного образования высшей категории, которое создано и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Детско-юношеский центр – старейшее учреждение дополнительного образования детей г. Северодвинска. В апреле 1938 года в п. Судострой был открыт Дом пионеров, затем преобразованный во Дворец пионеров. Приказом Управления образования №1 от 03.01.92 года Дворец пионеров был преобразован в учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр.

Деятельность МБОУДО ДЮЦ способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города, так как способно влиять на качество жизни: приобщает юных северодвинцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, формирует высокий уровень интеллектуальных и универсальных способностей, побуждает к достижению общественно значимого результата. Работа коллектива ДЮЦ способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, гражданско-патриотическому становлению личности, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых в Детско-юношеском центре - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды, формированию толерантности.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования в Детско-юношеском центре способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, так как учреждение работает в инновационном режиме. В настоящее время ДЮЦ органически сочетает различные виды образовательной, научно-исследовательской деятельности с различными видами организации содержательного досуга.

Учредителем МБОУДО ДЮЦ является Управление образования Администрации города Северодвинска, расположенное по адресу: г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д.41.

Директор Детско-юношеского центра – Г.Е. Агапитова, имеет награды «Заслуженный учитель РФ», «Почётный работник образования».

Тип – образовательное учреждение дополнительного образования.

Вид – Центр детского творчества.

Лицензия на образовательную деятельность № 5986 от 16.10.2015 г. Серия 29 Л01 № 0001033. Юридический адрес: г. Северодвинск, пр-т Труда, д.54.

Учреждение действует на основании Устава, принятого на общем собрании работников учреждения МБОУДО ДЮЦ и утвержден 01 сентября 2015 года Учредителем в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Северодвинска.

На данный момент в Детско-юношеском центре обучается 7010 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Образование осуществляется в 65 объединениях по 5 основным направлениям: туристко-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, естественно-научное.

В учреждении создана образовательная программа, объединяющая предметные области. Представленные в программе образовательные области определены социальным заказом учащихся, родителей, педагогов образовательных учреждений города. Учебный план программы соответствует всем потребностям, возникшим на разных этапах развития ребенка, учитывает интересы всех участников социально-образовательного процесса.

Образование осуществляется в 7 отделах:
- декоративно-прикладного творчества,
- художественного творчества,
- социального творчества,
- туризма и краеведения,
- дошкольного воспитания,
- музыкального образования,
- центре развития хореографического искусства.

Образование в каждом объединении осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам. Каждая программа рассматривается на научно-методическом совете учреждения, рецензируется и утверждается директором МБОУДО ДЮЦ

Всего в учреждении реализуются 65 дополнительных общеобразовательных программы, из которых более 80% – авторские.

• Общекультурный (базовый) уровень – 29 образовательных программ.
• Углубленный – 22 образовательные программы.
• Профессионально-ориентированный – 11 образовательных программ:

01

Более 60 % дополнительных образовательных программ имеют внешнюю рецензию, 41% внутреннюю рецензию.

В МБОУДО ДЮЦ ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ограниченными возможностями здоровья в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми. В МБОУДО ДЮЦ накоплен богатый опыт, учреждение является базовой инновационной площадкой областного института открытого образования по теме «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей».

Детско-юношеский центр – учреждение, работающее с детьми, одарёнными в различных областях: творческой, интеллектуальной, спортивной и социальной. Обучающиеся, достигшие определённого уровня подготовленности и проявляющие творческую активность, имеют возможность продемонстрировать результаты обучения на концертных программах, конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях различного уровня.

Обучающиеся ДЮЦ показывают отличные результаты освоения образовательных программ, принимают активное участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях и других мероприятиях городского, областного, российского и международного уровней, завоёвывая призовые места. Воспитанники МБОУДО ДЮЦ представляют Архангельскую область на фестивалях, конкурсах, соревнованиях российского и международного уровней в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Новгороде, Твери, Тихвине, Петрозаводске, Вологде, Казани, Иркутске в странах Европы (Чехии, Словакии, Венгрии, Франции, Италии).

В течение каждого учебного года МБОУДО ДЮЦ организует и проводит различные массовые мероприятия разного уровня и разных направлений деятельности, создавая условия для творческой самореализации обучающихся.

При этом решается комплекс задач:
- предоставление возможности ребёнку реализовать себя, предъявить результаты своей образовательной деятельности, получить адекватную оценку общества;
- пропаганда того или иного направления деятельности. Ежегодно участниками массовых мероприятий становятся более 20 000 детей. В год проводится более 100 мероприятий разного уровня.

Особое место в ДЮЦе занимают творческие программы с участием интеллектуально-одаренных детей. С 2014 года реализуется фестиваль предпринимательских инициатив. Ежегодно проводится конкурс социальных проектов «Дети Северодвинска». Более 10 лет МБОУДО ДЮЦ проводит городскую учебно-исследовательскую конференцию «Юность Северодвинска». Победители конференции принимают участие в региональной и российской учебно-исследовательских конференциях старшеклассников, в Ломоносовских чтениях (СФ ПГУ), научно-практических конференциях кафедры философии и социологии и кафедры иностранных языков Севмашвтуза. С 2006 года в Детско-юношеском центре работает Школа одарённых детей, цель которой развитие интеллектуальных способностей детей через формирование навыков учебно-исследовательской деятельности. Проводится конкурс творческих проектных работ, очно-дистанционный конкурс исследовательских и проектных работ для обучающихся с ОВЗ.

2. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МБОУДО ДЮЦ является центральным элементом системы сетевого взаимодействия образовательных организаций города.

Схема интеграции с организациями города в целях воспитания и развития творческой активности обучающихся была выстроена с течением времени.

02

Коллективом МБОУДО ДЮЦ осуществляется сотрудничество с разными организациями и учреждениями города:
• через организацию и проведение конкурсов различных направлений муниципального и регионального уровней,
• через концертную деятельность, в том числе выездную,
• через проведение методических семинаров, конференций, методических дней, консультаций, творческих лабораторий, профессиональных конкурсов,
• через организацию походов и спортивных соревнований,
• через организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся,
• через организацию практики студентов колледжей и училищ,
• через организацию благотворительных акций,
• через освещение деятельности учреждения в СМИ,
• через обобщение профессионального педагогического опыта на муниципальных, региональных, федеральных и международных площадках.

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ МБОУДО ДЮЦ

Дополнительный образовательный процесс осуществляется в трёх учебных корпусах, расположенных по адресам:
• основной учебный корпус, пр-т Труда, 54;
• учебный корпус №2, ул. Орджоникидзе, 19а;
• учебный корпус №3, ул. Кирилкина, 7а.

Основной корпус (пр-т Труда, 54) построен по типовому проекту, 1993 года постройки, общая площадь помещений 10473 кв. м., располагается в трехэтажном здании.

В здании имеется 32 учебных кабинета, из которых:
• 5 оборудованных танцевальных зала с раздевалками,
• малый театральный зал,
• зал для занятий тхэквондо с раздевалкой,
• выставочный зал,
• 7 кабинетов ДПТ,
• 2 кабинета художественного творчества,
• 9 кабинетов музыкального образования,
• 5 кабинетов социального творчества,
• 1 компьютерный кабинет.

В здании имеется 16 административных кабинета, оборудованы компьютерной техникой рабочие места «директор», «секретарь», «заместитель директора по УВР», «заместитель директора по НМР», «заведующая ХЭО», «отдел кадров», «бухгалтерия», «специалист по ОТ», «заведующий отделом», «специалист по закупкам» и другие. 25 персональных компьютеров имеют выход в Интернет. Функционирует оборудованный спортивный зал. В здании расположен большой концертный зал, имеющий необходимую музыкальную и световую аппаратуру, мультимедийное оборудование, максимальная вместимость зала – 400 мест.

В основном корпусе есть конференц-зал для проведения совещаний, семинаров и конференций, оборудованный интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, оборудованием для дистанционного обучения. Создан музей, включающий архив и 2 экспозиционных зала. Есть издательский центр, оснащённый компьютерной, множительной техникой, принтерами цветной печати, ламинаторы. Библиотека Детско-юношеского центра насчитывает более 17 тысяч единиц методической, периодической, художественной литературы. Библиотечный фонд дополняют газеты и журналы, которые ежегодно выписывает библиотека. Имеется выставочный зал для проведения городских выставок декоративно-прикладного творчества и театрального дизайна. Оборудована монтажная мастерская для создания детских телепередач и видеороликов. Имеется съемочный павильон и студия для записи школьных радиопередач. Оборудован буфет, работающий по заключённому договору.

Учебный корпус №2 (ул. Орджоникидзе,19а) построен по типовому проекту, 1968 года постройки, общая площадь помещений 1483,7 кв. м.

Учебный корпус располагается в двухэтажном здании. Имеется 18 учебных кабинетов, 5 кабинетов оснащены оборудованием для занятий с детьми раннего возраста. В здании расположен театральный зал, имеющий музыкальную, световую и мультимедийную аппаратуру, вместимостью 90 мест. Оборудованы 3 танцевальных зала и зал для занятия брейк-дансом, имеется 4 кабинета ДПТ, оформленных в соответствии с направлением деятельности (ткачество бисером и роспись по дереву), а также два игровых зала интеллектуального клуба. В здании оборудованы спортивный зал спецподготовки, мастерская по ремонту велосипедов.

Для организации туристических походов и экспедиций учебный корпус укомплектован соответствующим туристическим снаряжением: спортивные велосипеды, палатки, спальные мешки, байдарки, каяки, спецоборудование.

Учебный корпус №3 (ул. Кирилкина,7а) построен по типовому проекту, 1985 года постройки, общая площадь помещений 591,6 кв. м. На территории земельного участка расположена хоккейная коробка, строение для хранения инвентаря.

Учебный корпус располагается в одноэтажном здании. Имеется оборудованный театральный зал, вместимостью 50 человек, танцевальный зал, 2 учебных кабинета по прикладному творчеству, 1 кабинет для музыкальных занятий, 1 кабинет для занятий иностранным языком. Кабинеты оснащены музыкальной, световой аппаратурой. Театральный зал имеет генератор снега, необходимую световую и музыкальную аппаратуру.

Материально-техническая база ДЮЦ обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности. Кабинеты ДЮЦ оборудованы и оформлены в соответствии с творческим направлением деятельности. Для проведения учебных занятий, научно-методической работы используются технические средства: мультимедийные проекторы, интерактивная доска, ноутбуки, музыкальная аппаратура и видеоаппаратура.

В 2015 году была разработана электронная база учёта обучающихся МБОУДО ДЮЦ. Детско-юношеский центр обеспечивает открытость и доступность информации через размещение её на официальном сайте МБОУДО ДЮЦ в сети «Интернет». Официальный сайт МБОУДО ДЮЦ защищён от нежелательной рекламы и шпионских программ компанией SpaceWeb, с которой учреждение работает на договорной основе.

На сайте размещаются отчёты по всем мероприятиям, проводимым в ДЮЦе, освещена образовательная и методическая деятельность учреждения, публикуются положения по конкурсам и соревнованиям. Также размещена информация по всем объединениям, работающим в учреждении. Создана педагогическая копилка опыта педагогов ДЮЦ. На сайте любой может посмотреть не только учредительные документы, но и познакомиться с расписанием и документами учреждения. На сайте созданы: форум, где можно задать вопросы администрации учреждения, система голосования.

Адрес сайта: www.sevskduc.ru

4. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Администрация МБОУДО ДЮЦ состоит из:
• директора;
• заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
• заместителя директора по научно-методической работе;
• специалиста по охране труда и технике безопасности;
• главного бухгалтера.

В учреждении работает Совет экспертов, научно-методический совет, художественный совет, номинационный комитет.

Дополнительное образование в ДЮЦе осуществляется педагогами-профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, результативность практико-ориентированного образования. В МБОУДО ДЮЦ работает 163 сотрудника, из них 102 педагогических работника (95 – основные работники, 7 – совместители). 1 педагог – кандидат филологических наук, 1 педагог обучается в аспирантуре САФУ, 4 педагога магистранты САФУ, 1 педагог повышает уровень образования в магистратуре САФУ, 6 педагогов, имея среднее специальное образование, обучаются в ВУЗах.

03

04

Педагогический стаж педагогов:
1. до 5 лет – 26 человека,
2. от 5 до 10 лет – 13 человек,
3. от 10 до 15 лет –17 человек,
4. от 15 до 20 лет – 20 человек,
5. свыше 20 лет – 19 человек.

Педагогический коллектив по возрасту:
• от 20 до 30 лет – 23 человек,
• от 30 до 40 лет – 28 человек,
• от 40 до 55 лет – 34 человек,
• свыше 55 лет – 10 человек.

18 педагогов – бывшие воспитанники Детско-юношеского центра.

Педагоги МБОУДО ДЮЦ имеют награды:
«Заслуженный учитель РФ» - 1 человек, «Почетный работник общего образования РФ» – 5 человек, «Заслуженный работник физической» культуры – 1 человек, награждены грамотами российского уровня – 6 человек, награждены грамотами областного уровня 23 педагога.

Повышение квалификации в МБОУДО ДЮЦ планируется в начале календарного года, повышение квалификации педагогами проходит планово. 28 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 50 – первую, 1 аттестован на соответствие занимаемой должности, 16 – молодые специалисты (стаж работы до 2-х лет).

5. МОТИВАЦИОННЫЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

В Детско-юношеском центре выстроена система методической работы. Для начинающих педагогов в течение всего года работает Школа молодого педагога. Педагоги города имеют возможность получить квалифицированную помощь методистов и педагогов высшей квалификационной категории по вопросам организации образовательного процесса. Создаются условия для повышения уровня профессионализма педагогов через различные формы методических мероприятий: конференции, семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы. Каждый педагог может стать участником этих мероприятий, которые проводятся в Детско-юношеском центре, как по общепедагогическим темам, так и по узконаправленным. Также на базе ДЮЦа работают городские профессиональные объединения педагогов дополнительного образования различных направлений: декоративно-прикладного, театрального и фольклорного, туристического, хореографического, дошкольного воспитания, журналистского, а так же заместителей директоров города и педагогов-организаторов. Информационно-издательским центром ежегодно издаётся единственный в городе журнал для педагогов «Профессия – педагог». Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: городской конкурс методических материалов, муниципальный этап Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», городской фестиваль открытых занятий и воспитательных мероприятий, конкурс педагогических проектов.

Мотивационные ресурсы: определение готовности педагогов к инновационной деятельности.

Научно-методические ресурсы: разработка и обновление дополнительных общеобразовательных и социально-педагогических программ, разработка учебно-методического комплекса, разработка социальных проектов, подготовка материалов к публикации.

Вывод.

Среди главных достижений учреждения можно отметить качественное обновление образовательной среды, расширение сферы влияния в области методической, образовательной и социокультурной деятельности. Системообразующим элементом этой деятельности являются дополнительные общеобразовательные программы, на основе которых осуществляется обучение детей. В большинстве программ ставятся и решаются проблемы приобщения детей к отечественной истории и культуре, возрождения и сохранения народных традиций. Это составляет духовно-нравственную основу развития личности воспитанников. При этом происходит формирование ключевых компетентностей универсального типа, основанных на максимальном использовании эффективных методик. Благодаря профессионально-ориентированным программам выпускники продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях: в МБОУДО ДЮЦ за последние 2 года пришло работать 7 выпускников: выпускники школы-студии журналистики «Контакт», хореографической студии «Золотица», ансамбля современного танца «Эдельвейс», Городского штаба старшеклассников.

Анализируя ресурсы МБОУДО ДЮЦ, можно сказать, что учреждение является образовательным учреждением, концентрирующим, аккумулирующим, оптимизирующим и создающим информационные, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ как внутри своего образовательного учреждения, так и оказания методической помощи другим учреждениям в сопровождении актуальных направлений развития дополнительного образования детей.

Показателями эффективности системы управления являются:

  • высокий статус учреждения в городе и области;
  • отсутствие жалоб со стороны участников образовательного процесса;
  • информационная открытость МБОУДО ДЮЦ;
  • привлечение молодых специалистов для работы в учреждении;
  • поступление выпускников ДЮЦ по профилю занятий.

6. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУДО ДЮЦ является социально-педагогическое направление, которое ставит своей основной целью социализацию подростков.

Работа Детско-юношеского центра по социально-педагогическому направлению ведется в нескольких направлениях: реализация дополнительных общеобразовательных программ для подростков, реализация социально-педагогических программ, проектная деятельность, городские и областные мероприятия для творческой самореализации подростков, трудоустройство подростков в каникулярное время.

Создан отдел социального творчества, включающий 6 объединений, где занимаются более 400 подростков школ города. Социально-педагогические программы для подростков города реализуются именно этим отделом. Всего реализуется 7 социально-педагогических программ разной направленности, где подросток может проявить свои способности.

Городской Штаб старшеклассников на протяжении 43 лет работает с учащимися 6-11 классов школ города. Работа объединения включает в себя несколько направлений. Первым из них является организация малых и больших коммунарских сборов (осенние, зимние, весенние и летние каникулы). На протяжении всего учебного года в Штабе реализуется образовательная программа «Ассоциация лидеров».

В 2013-2015 учебном году Штаб старшеклассников реализует социально-педагогические программы:
1. «Наш Актив»;
2. «Наш класс».

В программах теоретически и практически рассматриваются несколько тематических разделов, включая работу со школами.

Программа «Наш актив» направлена на обучение актива общеобразовательных учреждений коллективно-творческой деятельности.

В рамках программы «Наш класс» проводится Конкурс классного ученического самоуправления.

Ежегодно Штаб реализует городской проект «Фестиваль школьных команд КВН», который идёт в течение полугода, проводит конкурс лидеров ученического самоуправления.

Молодежная биржа труда МБОУДО ДЮЦ существует с 1998 года и занимается трудоустройством подростков от 14 до 18 лет на временные неквалифицированные работы. Из них 75% - дети из малообеспеченных семей, дети сироты (Школа-интернат, Ягры).

Своей целью молодежная биржа поставила официальное оформление подростков на работу – социальную защиту трудовых прав несовершеннолетних.

Во время осенних и весенних каникул молодежная биржа реализует социальную программу «Школьные бригады». Внутри школ организуется трудовая бригада в количестве 10 человек по благоустройству родной школы. Учащиеся ремонтируют мебель, книги в школьной библиотеке, готовят помещения к ремонту, расчищают школьные подвалы от старой мебели, ухаживают за комнатными растениями и т.д.

На базе Молодёжной биржи реализуется социально-педагогическая программа «Шаг в профессию» для 6-7 классов, целью которой является формирование у учащихся 6-7 классов потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с интересами, способностями и возможностями личности. Также ведутся консультации по запросам школ по вопросам социального проектирования.

Музей истории детского движения города основан в 1988 году. Традиционно в музее ДЮЦ проводятся тематические экскурсии, программы, конкурсы, курируется работа школьных музеев города. На базе музея реализуется три муниципальных социально-педагогических программ патриотической направленности: «Город у Белого моря» (5-6 классы) – с 2010 года, «Славься, Отечество!» (7-8 классы) – с 2007 года, «Я – патриот!» (9-10 классы) – с 2009 года. Программы имеют общую цель – воспитание уважения к своему краю и стране через активизацию познавательного интереса и эмоциональной сферы подростков. Очевидным преимуществом такой системной работы является максимальный охват возрастных категорий школьников. Отметим, что ежегодно в каждой программе принимают участие от 9 до 18 классов из школ города. Педагогами музея организуются и проводятся городской и областной конкурсы экскурсоводов музеев образовательных учреждений.

Школа-студия журналистики «Контакт» основана в 1992 году. Школа-студия работает по следующим направлениям:
• обучение азам профессий масс-медиа;
• выпуск городских СМИ для детей и юношества;
• организация и проведение мероприятий и реализация проектов по медианаправлению.

В школе студийцы проходят обучение по образовательной программе, в которой разработаны курсы: «Мир профессии», «Газетное дело», «Телевизионная журналистика», «Радиожурналистика», «Основы верстки», «Основы видеосъемки и монтажа», «Сценарно-режиссерское мастерство», «Дикторство», «Имиджелогия» и другие. В студии силами ребят готовятся к выпуску телевизионная программа «Контакт», молодежная газета «Воробей» и радиопрограмма «Между прочим». Помимо учебной и практической деятельности в школе-студии ведется активная работа по социальному проектированию. Педагоги и воспитанники студии проводят мероприятия и реализуют проекты: областной детско-юношеский конкурс медиатворчества «МедиаБУМ», городской фотокросс, городская социально-педагогическая программа «Школьный медиацентр», Межрегиональный северный фестиваль детского телевидения, радио и прессы «Голос моря». Также традиционно проводятся методические семинары для педагогов образовательных учреждений и учебно-практические - для школьников. Каждый год учащиеся и педагоги принимают участие в областных, межрегиональных и всероссийских форумах, слетах, фестивалях, где неоднократно занимали призовые места.

Клуб интеллектуального творчества «Черный квадрат» был основан в 1993 году. С 1996 года «Черный квадрат» является членом Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

Деятельность клуба включает в себя:
- проведение отборочных и презентационных игр на базе школ, игр в рамках предметных недель и декад;
- проведение игр по знаменательным датам (300 лет Ломоносову, годовщина Великой Отечественной войны, год Арктики, полёт человека в космос и пр.)
- организация марафонов и фестивалей интеллектуальных игр городского и областного уровня (24-часовой марафон, «Фестиваль в Квадрате»);
- подготовка и проведение чемпионатов и турниров по спортивной «Своей игре» (Открытый чемпионат Северодвинска, Кубок ГазетоЧКи, Кубок Паранихи);
- участие в очных, синхронных и он-лайновых турниров по игре «Что? Где? Когда?" (Молодёжный кубок мира, Открытый кубок России, Кубок Провинций, Кубок городов, Кубок чемпионов, турниры в рамках Всемирного движения интеллекта);
- тренировочные игры «Что? Где? Когда?», "Брейн-ринг», спортивная «Своя игра», «Калейдоскоп»;
- с 1999 года создаётся клубная газета «ГазетоЧКа», в которой отражается жизнь клуба, а также публикуются интеллектуальные конкурсы, вопросы, викторины.

Команды клуба участвовали и побеждали в съёмках, чемпионатах, турнирах и кубках в Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Муроме, Донецке, Горловке, Саранске, Мурманске, Уфе, Вологде, Серпухове, Коломне, Липецке, Астрахани, Гомеле, во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

С сентября 2015 года начала свою работу детская киностудия «Перспектива» для учащихся 7-11 классов. Подростки учатся работе с фото- и видеоматериалами, пробуют себя в роли видеомонтажера, сценариста, актера, режиссера, учатся работать в команде.

В отделе социального творчества активно развивается социальное проектирование. Ежегодно на конкурсы социальных проектов «Дети Северодвинска», «Молодёжь Северодвинска» и «Молодёжь Поморья» обучающиеся под руководством педагогов готовят свои проекты и получают гранты на реализацию проектов.

МБОУДО ДЮЦ ежегодно организует летние творческие смены для подростков:
- коммунарский летний сбор Штаба старшеклассников,
- творческая смена для юных журналистов Коношский район ДОЛ «Зелёная поляна».

Гибкость дополнительного образования детей обеспечивает условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. В Детско-юношеском центре создана стройная система дополнительного образования детей, развивающаяся на межведомственной основе и выступающая гарантом поддержки и развития одаренных детей.

В Детско-юношеском центре эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы ДЮЦ максимально учитывают особенности социума. Именно по социальному заказу школ были созданы и реализуются социально-педагогические программы, следствием которых является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, повышение уровня воспитанности, что влияет на социальную адаптацию детей к изменяющимся условиям жизни.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, осуществляемая Детско-юношеским центром.

Актуальность развития социально-педагогического направления.

Современные подростки боятся выйти из стен школы, неизвестность взрослого мира их пугает. Они понимают, что высокий уровень знаний не гарантирует успешность в жизни, что между школьными знаниями и реальной практикой, необходимой в жизни для самореализации, лежит противоречие, которое необходимо преодолеть. Определить себя в мире, понять себя и свои возможности, осознать свое место и назначение в жизни - одна из главных проблем современного подростка, которая усугубляется тем, что эпоха XX века, унося с собой готовые ответы на жизненные вопросы, идеологические ориентиры, правила и законы, указала на их эфемерность и ненадежность, на мировоззренческий вакуум, в котором оказались современное общество и образование.

В определении жизненных установок, выбора и направления пути растущего человека решающую роль играет система дополнительного образования детей как сфера деятельности, реализуемая в свободное время, направленная на саморазвитие личности. По Концепции модернизации Российской системы образования, учреждение дополнительного образования детей является одним из эффективных факторов развития склонностей, способностей и интересов личности, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Наиболее актуальная задача в дополнительном образовании связана с формированием преобразующего мышления, развитием творческих способностей, познавательной активности и мобильности подростков.

Для решения актуальных проблем была создана программа развития регионального ресурсного центра в сфере дополнительного образования на базе МБОУДО ДЮЦ на 2016 год (далее – Программа).

Целесообразность создания регионального ресурсного центра дополнительного образования детей на базе МБОУДО ДЮЦ обусловлена следующим:
• создание единого координационного центра, который позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию социально-педагогического направления через дополнительное образование, увеличению охвата дополнительными общеразвивающими программами подростков;
• объединение учебно-методических материалов, непрерывное обновление содержания программ, создание основ единого образовательного пространства в социально-педагогическом направлении;
• обеспечение доступности и качества дополнительного образования по социально-педагогическому направлению, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей, ОО и приоритетов образовательной политики.

Сфера деятельности МБОУДО ДЮЦ как сетевого ресурсного центра дополнительного образования в социально-педагогическом направлении – научно-методическое сопровождение реализации дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях различного типа и уровня в пределах конкретной территории.

Новизна Программы основывается на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию решений, способного к самообразованию.

Концепция: создание такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост подростка и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного общества

Целевая аудитория: подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Цель Программы: создание инновационной модели – ресурсного центра для успешной социализации подростков и возможности их самовыражения.

Задачи:
1. Создание нормативно-правовых, информационно-технологических, кадровых, материально-технических, финансово-экономических и методических условий для функционирования инновационной модели.
2. Выявление педагогических условий эффективной организации образовательного процесса с подростками в учреждении дополнительного образования детей.
3. Изучение динамично меняющихся потребностей на образовательные услуги в сфере дополнительного образования в социально-педагогическом направлении.
4. Укрепление ресурсной базы учреждения с целью обеспечения эффективного развития социально-педагогического сопровождения.
5. Обновление содержания системы дополнительного образования подростков путем разработки программ нового поколения социально-педагогической направленности, в том числе и экономико-правовой подготовки обучающихся.
6. Обновление социально-педагогических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования подростков, а также программ нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;
7. Методическое сопровождение образовательной деятельности.
8. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса с введением новых штатных единиц психолога и методиста.
9. Обеспечение преемственности уровней образовательных программ, включающих долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
10. Внедрение информационных технологий, медиа- и самообразования, а также форм дистанционного обучения.
11. Организация работы, связанной с обеспечением сопровождения особых детей (проблемных, с ОВЗ).
12. Организация и проведение областных мероприятий, направленных на развитие творческой самореализации, проектной и исследовательской деятельности подростков, воспитание патриотических чувств и гражданской активности, повышение культуры подростков.
13. Оказание методической помощи образовательным организациям в развитии социально-педагогического направления.
14. Осуществление сетевого взаимодействия между образовательными организациями Архангельской области.
15. Ретрансляция инновационных проектов в педагогическую практику.
16. Осуществление виртуального взаимодействия между образовательными организациями в целях развития социально-педагогического направления работы с подростками.
17. Построение системы оценки качества образовательного процесса в условиях функционирования инновационной модели.

Средства для достижения целей Программы:
1. Банк дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогического направления.
2. Сценарные разработки областных мероприятий.
3. Методические материалы, сопровождающие образовательную и социокультурную деятельность.
4. Современные средства коммуникации, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить заочные конкурсы, семинары, учёбы и т.п.
5. Очные семинары-практикумы.
6. Банк педагогической информации социально-педагогического направления.
7. Официальный сайт МБОУДО ДЮЦ.

Методы для достижения целей Программы:
1. Мониторинг реализации Программы.
2. Анализ социально-педагогической и методической литературы.
3. Изучение педагогического опыта.
4. Интервьюирование, наблюдение.
5. Оценка достижений обучающихся социально-педагогического направления.

Содержание и последовательность действий по достижению целей Программы PDF

План мероприятий на 2016 год PDF

Критерии оценки эффективности Программы:
1. Количество подростков, охваченных программами социально-педагогической направленности, вовлечённых в областные мероприятия.
2. Обновление и расширение программного материала.
3. Внедрение новых образовательных технологий.
4. Повышение компетентности педагогических работников.

1. Предполагаемые результаты:
Качественные:
9. Создание ситуации успеха для подростка в объединениях, в коллективе Детско-юношеского центра.
10. Формирование положительного психологического климата в объединениях.
11. Формирование активной творческой и жизненной позиции обучающихся.
12. Формирование предпрофессиональных умений и навыков поростков.
13. Выявление оптимальных педагогических условий для эффективной организации образовательного процесса с подростками в учреждении дополнительного образования детей.
14. Внедрение инновационных форм и методов в организацию образовательного процесса;
15. Повышение квалификации педагогов, работающих в учреждении;
16. Совершенствование материально-технической базы учреждения.

Количественные:
4. Увеличение количества старшеклассников, занимающихся социально-педагогическим направлением.
5. Эффективное участие в фестивалях и конкурсах, предполагаемых содержанием программ.
6. Количество учреждений-партнеров по сетевому взаимодействию в рамках реализации программ.

Финансовое обеспечение Программы.
Обеспечение программы осуществляется за счёт средств муниципального и регионального бюджета, внебюджетных средств, а также за счёт участия учреждения в различных конкурсах и проектах, с целью получения грантов на поддержку социально значимых педагогических проектов и инициатив.
Полученные средства предполагается тратить на развитие материально-технической базы, на обеспечение областных конкурсов и фестивалей.

Запрашиваемое финансирование:
1. Программное обеспечение для осуществления дистанционного обучения – 100 тыс. руб.
2. Видеокамера – 2 шт. по 50 тыс. руб., итого 100 тыс. руб.