Наверх
Управление образования Администрации города Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
дата: 21 ноября 2018

Более 100 педагогов и руководителей образовательных организаций Приморского, Онежского, Холмогорского районов, г. Архангельск, г. Северодвинск собрались в ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЦЕНТРЕ 20 января.

Здесь состоялась областная педагогическая конференция «Инклюзивное образование: создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования».

Это значимое для педагогического сообщества событие стало завершающим мероприятием работы ДЮЦ в статусе базовой инновационной площадки АО ИОО по теме «Создание условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей». Напомним, что статус инновационной площадки был присвоен МБОУДО ДЮЦ в марте 2014.

Важность конференции для привлечения внимания педагогов к заявленной теме подчеркнула в своем выступлении в ходе пленарного заседания консультант Министерства образования и науки Архангельской области Евгения Александровна Погожева. Актуальность инклюзивного образования и проблемы, возникающие в ходе его реализации, были раскрыты в докладе кандидата биологических наук, заведующего кафедрой психологии и физиологии Гуманитарного института САФУ Елены Владимировны Комаровской. Вопросы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Северодвинске были освещены специалистом Управления образования Администрации Северодвинска Татьяной Алексеевной Хлебниковой.

Ключевым стал доклад директора МБОУДО ДЮЦ Галины Евгеньевны Агапитовой об опыте реализации образовательной инициативы в рамках региональной инновационной площадки. За полтора года педагогический коллектив ДЮЦ теоретически осмыслил проблему; был проанализирован имеющийся в учреждении опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, решались задачи, способствующие социализации детей с ОВЗ. За период работы в статусе региональной инновационной площадки с 14 до 24 увеличилось число детских объединений, где обучаются дети с ОВЗ. Сегодня в 24 детских объединениях ДЮЦ занимаются 167 таких детей в возрасте от 4 до 18 лет. Расширился спектр отделов: если к январю 2014 дети с ОВЗ занимались преимущественно в отделе декоративно-прикладного творчества, то к январю 2016 воспитанники с успехом осваивают дополнительные образовательные программы в отделах художественного творчества, туризма и краеведения, дошкольного воспитания, центре развития хореографического искусства. Решая проблемы социализации детей с ОВЗ, педагоги ДЮЦ находят собственные методы и приемы работы, разрабатывают методики. В целом, работа ДЮЦ по теме успешна и вносит значимый вклад в реализацию идеи инклюзивного образования. Но педагоги ДЮЦ видят и проблемы, которые в качестве задач поставлены на следующий этап работы в статусе инновационной площадки по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе работы секций «Образовательные программы как условие реализации инклюзивного образования», «Педагогические условия социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», «Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия дополнительным образованием» педагоги области обменялись опытом работы по реализации инклюзивного подхода в образовании.

Высокую оценку коллег получили мастер-классы, которые провели педагоги дополнительного образования МБОУДО ДЮЦ Александр Вячеславович Туторин («Занятия с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском объединении велосипедного туризма «Байкер»), Елена Петровна Кочетова («Учет особенностей развития детей классов VIII вида на занятиях в детском объединении «Мелкая пластика»), Ирина Федоровна Шокина («Применение методики Н.А. Зайцева при обучении чтению детей с ограниченными возможностями здоровья»).

Итоги конференции были подведены на «круглом столе». Участники отметили важность затронутых проблем, успешность работы коллектива ДЮЦ, заинтересованность всех педагогов-участников мероприятия, высокий уровень организации конференции. В качестве проблемы отмечен недостаток психологического, медицинского, методического сопровождения образовательного процесса с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования.

Главное – педагоги ДЮЦ и области готовы реализовывать инклюзивный подход в образовании, осваивать новые методы и приемы работы, находятся в постоянном педагогическом поиске.

Людмила Васильевна Ульновская, заместитель директора по НМР МБОУДО ДЮЦ