ДЮЦ – инновационная региональная площадка

МАОУДО ДЮЦ работает в инновационном режиме, ставя перед собой и решая важные актуальные задачи. Работает научно-методический совет и информационно-методический центр, цель которых: повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогического коллектива, достижение оптимальных результатов воспитания, обучения и развития обучающихся.

Опыт работы в статусе региональной инновационной площадки у МАОУДО ДЮЦ солидный. В 2014 году МАОУДО ДЮЦ работал в статусе инновационной площадки АО ИОО по теме «Инклюзивное образование: создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования». За период внедрения образовательной инновации увеличилось количество детских объединений и обучающихся с ОВЗ, разработаны и реализуются адаптированные дополнительные общеразвивающие программы. В МАОУДО ДЮЦ дети с ОВЗ могут заниматься дополнительным образованием: через освоение ДОП в общей группе, через освоение ДОП в группах сверстников, через занятия в социально-педагогических программах, участие в массовых мероприятиях, конкурсных мероприятиях.

В 2016 году МАОУДО ДЮЦ – базовая инновационная площадка АО ИОО по внедрению профессионального стандарта педагога дополнительного образования. В результате долгосрочной работы в учреждении разработана система непрерывного образования педагогов.

В 2018 году МАОУДО ДЮЦ являлся базовой инновационной площадкой АО ИОО по теме «Индивидуализация обучения в дополнительном образовании». В результате работы разработаны локальные акты МАОУДО ДЮЦ, формы индивидуальной программы, индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута.

С начала 2021 года МАОУДО ДЮЦ работает в статусе инновационной площадки АО ИОО по темам:

  1. Моделирование и реализация программ в сетевой форме
  2. Модели наставничества

Моделирование и реализация программ в сетевой форме

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.

Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в использовании ресурсов других организаций: школ, детских садов, вузов, которые имеют лицензии на образовательную деятельность, а также в сотрудничестве с не образовательными организациями: музеями, библиотеками, предприятиями и многими другими, не имеющими лицензий на образовательную деятельность.

Сетевое взаимодействие реализуется в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР на протяжении многих лет. На 1 сентября 2021 года разработано и реализуется 40 дополнительных общеразвивающих программ. Все программы востребованы общеобразовательными организациями и организациями дошкольного образования. Некоторые программы разработаны и реализуются по социальному заказу дошкольных образовательных организаций.

Цель сетевого взаимодействия МАОУДО ДЮЦ: создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

  • анализ спектра запросов партнеров по организации сетевого взаимодействия;
  • обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив;
  • повышение качества образования, доступности услуг;
  • расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
  • совершенствование научно-методического педагогического сопровождения учебного процесса.

Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности образовательных организаций, оптимизирует образовательное пространство.

Дополнительное образование выступает тем фактором, которое дополняет образовательное пространство до его целостности и полноты.

 

Модели наставничества

Наставничество в образовании является актуальной темой в реализации национального проекта «Образование» (включая федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» и др.).
Сейчас наставничество рассматривается как одно из ключевых направлений в управлении повышением качества образовательного процесса в организации.

Целью наставничества в МАОУДО ДЮЦ является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее – педагоги) в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
– улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МАОУДО ДЮЦ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МАОУДО ДЮЦ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.

Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии профессиональных и иных компетенций. В МАОУДО ДЮЦ Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте 10 лет и старше, изъявившие желание в назначении наставника;
– педагогические работники, имеющие педагогический стаж до 3 лет;
– педагогические работники, не имеющие педагогического образования;
– педагогические работники, не работавшие в системе дополнительного образования;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

В рамках реализации региональной инновационной площадки «Модели наставничества» была осуществлена следующая деятельность:
– проведен анализ опыта реализации наставнической деятельности в МАОУДО ДЮЦ;
– в соответствии с нормативно-правовыми документами разработана программа внедрения целевой модели наставничества МАОУДО ДЮЦ;
– разработана дорожная карта внедрения целевой модели наставничества МАОУДО ДЮЦ;
– разработан пакет нормативных документов, регламентирующих развитие системы наставничества в МАОУДО ДЮЦ: Положение о наставничестве, типовые программы по формам наставничества «Педагог – педагог», «Обучающийся – обучающийся» и др.;
– по форме наставничества «Педагог – педагог» в 2021-2022 учебном году работает 13 наставников из числа методистов и педагогов дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ и 15 наставляемых педагогов, не имеющих педагогического образования, имеющих педагогический стаж до 3 лет, не работавших в системе дополнительного образования;
– форма наставничества «Обучающийся – обучающийся» в 2021-2022 учебном году реализуется в следующих объединениях МАОУДО ДЮЦ: Образцовый коллектив хореографической студии «Золотица» (2 наставника и 9 наставляемых), хореографический коллектив «Каприс» (1 наставник и 5 наставляемых), Клуб интеллектуального творчества «Черный квадрат» (1 наставник и 4 наставляемых);
– проведен областной семинар «Модели наставничества в системе дополнительного образования», в рамках которого учреждения дополнительного образования представили опыт внедрения и развития системы наставничества. В семинаре приняли участие более шестидесяти педагогов из образовательных организаций Архангельской области из следующих муниципальных образований: Архангельска, Вельска, Котласа, Коряжмы, Новодвинска, Северодвинска, Мирного и районов – Плесецкого, Холмогорского, Мезенского, Ленского, Пинежского, Устьянского, Няндомского, Вельского, Котласского (всего 16 территорий).